, президент международного совета организации "Врачи без границ"
Западные правительства закрывают глаза на нарушения международного гуманитарного права
После терактов 11 сентября 2001 года очень быстро была провозглашена всемирная "борьба против террора". В результате создания американцами соответствующей идеологической базы остальным правительствам и режимам был дан зеленый свет на расправу с террористами на их собственной территории. В первую очередь, это касается тех случаев, когда прослеживается связь между терактами и мусульманскими меньшинствами. Политическая логика антитеррористической борьбы, по-видимому, следует за убеждением, что руководители таких операций должны иметь "карт-бланш", поскольку и сами террористы не придерживаются международных соглашений.
Можно, по сути, говорить о "культуре безнаказанности": западные правительства и средства массовой информации закрывают глаза на нарушения международного гуманитарного права до тех пор, пока данные нарушения совершаются "коалицией" или дружественными правительствами. Так, наши сотрудники были поражены неуважением к Женевским конвенциям в Дженине, когда израильская армия в начале этого года захватила этот палестинский лагерь беженцев и воспрепятствовала оказанию любой формы гуманитарной помощи.
Почти никто не обращал внимание на критику в адрес "антитеррористической коалиции", не соблюдавшей в Афганистане нормы международного гуманитарного права: американцы бомбили склады Международного комитета Красного креста в Кабуле, применяли осколочные бомбы в густонаселенных регионах Афганистана.
Независимая комиссия также должна расследовать, не совершал ли Северный альянс, поддерживаемый западной "коалицией", военные преступления в Афганистане. При этом, речь идет, прежде всего, о восстании в тюрьме Мазари-Шарифа, подавленное при помощи авиации, когда были убиты многие сотни заключенных. Также необходимо расследовать инцидент в Кундузе, имевший место осенью 2001 года, когда жестокой расправе подверглись уже сдавшиеся в плен сотни боевиков. Отказ от этих расследований приведет к подрыву устоев международного гуманитарного права и еще больше осложнит защиту людей, не принимающих участие в боевых действиях.
Тем не менее, защита гражданского населения затрудняется не только из-за пренебрежения к международному гуманитарному праву. На карту поставлена также независимость гуманитарной помощи. В условиях объявленной войны с терроризмом усилилась тенденция подчинения гуманитарной помощи политическим интересам и военной стратегии. Гуманитарная помощь все больше воспринимается как составная часть общей стратегии. С избранием Буша на пост президента США американская администрация все чаще заявляет о том, что стратегия борьбы с терроризмом "в собственной стране и за границей подразумевает проведение самых разнообразных операций". К их числу, наряду с дипломатическими и военными акциями, относятся и оказание гуманитарной помощи. Британский премьер-министр Блэр, в свою очередь, зашел настолько далеко, что заговорил о "военно-гуманитарной коалиции".
Мы против такого подхода. Подобное смешение понятий, в конечном счете, может усугубить положение мирных граждан. Каким образом гражданское население может узнать, сбрасывают ли самолеты бомбы или мешки с продуктами? Мы постоянно наблюдаем в Афганистане, что военный персонал ISAF носит гражданскую одежду, ездит на гражданских автомобилях, но имеет при себе оружие. Кроме того, мы встречали вооруженные спецподразделения в цивильной одежде, которые, согласно их утверждениям, выполняли "гуманитарную миссию".
Велика вероятность того, что противник может неправильно истолковать подобные действия. Таким образом, мирное население, которому предназначается эта помощь, может превратиться в мишень. Гуманитарная помощь ? это проявление заботы о жертвах конфликтов. Гуманитарные организации призваны оказывать помощь жертвам с обеих сторон конфликта и осуществлять свои акции без оглядки на цели конфликтующих сторон. Политизированный и военизированный характер гуманитарной помощи не соответствует Женевским конвенциям, в соответствии с которыми гуманитарная помощь должна быть независимой и беспристрастной.
Мы также обеспокоены незначительным интересом средств массовой информации к гуманитарным проблемам. Раньше нам хотя бы иногда удавалось обратить внимание прессы на забытые конфликты. Сегодня это почти невозможно, если они непосредственно не связаны с антитеррористической борьбой. В данном случае, речь идет о ситуации в Анголе, последствиях конфликта в Демократической Республике Конго или в Бурунди. Гуманитарная ситуация в этих странах не входит в сферу интересов СМИ.