Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 ноября 2006 г.

Ромеш Ратнесар | Time

Отставка Рамсфельда - неоднозначное благословение для Райс

Три с половиной года назад, когда США готовились к войне с Ираком, Кондолиза Райс пожаловалась президенту Бушу, что Дональд Рамсфельд не отвечает на ее звонки. В то время Рамсфельд был самодовольным вожаком своей стаи, знаменитостью мирового масштаба, и даже Буш называл его "звездой экрана". Райс была гораздо менее авторитетной, занимала пост советника по национальной безопасности и с трудом добивалась того, чтобы ее услышали среди той неразберихи, которую порождало столкновение мнений в военном кабинете министров. "Я знаю, что вы не хотите даже разговаривать с Конди, - сказал Буш Рамсфельду, если верить книге Боба Вудворда "Состояние отрицания". - Но вам придется с ней поговорить".

Те события уже намекали на грядущее противостояние. Хотя на публике Райс и Рамсфельд демонстрировали единство, они терпеть не могли друг друга. В книге Вудворда показано, что они не сходились ни по одному вопросу, начиная от обращения с заключенными на базе Гуанатанамо и заканчивая вопросом о том, следует ли американцам охранять нефтепроводы в Ираке. Война все продолжалась, и их роли поменялись. К концу книги мы видим, как в ходе совместного визита в Багдад уже Рамсфельд что-то пишет в блокноте, а Райс тем временем выступает перед журналистами. "Дон и есть Дон, - сказала Райс, когда ближайший советник Фрэнк Миллер назвал Рамсфельда хамом. - С ним мы разберемся".

Теперь ей это удалось. Уход Рамсфельда означает, что Райс пережила в администрации Буша почти всех своих основных соперников. Из нынешних политиков лишь вице-президент Дик Чейни может поспорить с Райс в том, что касается влияния на президента и его внешнюю политику. Но у любой медали есть обратная сторона. Вначале жалуясь на неудачи иракской политики Рамсфельда и расстраивая его планы, Райс в конце концов перехватила из его рук контроль и теперь сама несет ответственность за то, как разрешить ситуацию.

В этом она пока не очень преуспела. В первые месяцы своего пребывания на посту госсекретаря Райс избегала выказывать отношение к Ираку, заявляя, что присутствие в стране 150 тыс. американских солдат означает, что этот вопрос скорее адресован Пентагону. Но подобный аргумент стал утрачивать свою силу, поскольку насилие продолжалось, а все военные решения - за исключением резкого увеличения численности солдат США - оказались неэффективными в борьбе с мятежниками. К настоящему времени даже Барни, собаке Буша, известно, что наш уход из Ирака потребует пойти на отвратительную политическую сделку с разного рода сомнительными личностями, которые выражают готовность стабилизировать обстановку в Ираке в обмен на участие в определении ее будущего. Это и мятежные сунниты-баасисты, и шиитские исламисты, и иранская разведка, и арабские лидеры. По крайней мере, такова одна из возможностей, которые в настоящий момент рассматривает Группа по изучению Ирака во главе с бывшим госсекретарем Джеймсом Бейкером - Райс убедила президента назначить на этот пост именно его, чтобы подрезать крылья Рамсфельду.

Однако главный дипломат Америки и наиболее влиятельный помощник президента, Райс не может просто остаться в стороне. Ситуация в Ираке требует неотложных усилий на высоком уровне, проводимых по всей стране с целью добиться политически приемлемого устройства, за которым последует вывод американских войск. Однако этого не произойдет, пока Райс не признает, что результаты ее работы будет зависеть не от распространения демократии, прекращения геноцида и способности осадить Иран, а от того, сумеет ли она минимизировать потери для силы и престижа США, вызванные злоключениями в Ираке. За два года ее пребывания на посту госсекретаря достижения Райс в основном свелись к тому, что она показывала всему миру Америку в более сдержанном виде и плела интриги против своих конкурентов на родине. Она убедила Буша отказаться от разговоров о смене режима в Иране и КНДР и подойти к ним с дипломатической стороны. Однако достигнутые успехи больше касаются самого процесса, а не сути дела. И они не помогают понять, действительно ли Райс готова пойти на риск и поставить на карту свою репутацию в попытке вытащить США из грязной и непродуманной войны. Райс больше не нужно беспокоиться о том, отвечает ли Рамсфельд на ее звонки. Теперь ей придется давать собственные ответы.

Источник: Time


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru