По меньшей мере 20 человек погибли на лодке, которую, по сообщениям прессы, планировалось передать Индии
Как пишет The Christian Science Monitor, несчастный случай, имевший место в воскресенье на борту российской атомной субмарины, стал очередной подводной трагедией из тех, что ударили по престижу флота России, пытающегося в последние годы восстановить былую советскую мощь.
Со ссылкой на официальных лиц журналист Фред Вейр отмечает, что в результате произошедшего ядерный реактор не пострадал, а выжившие были эвакуированы на военно-морскую базу во Владивостоке. Помощник главнокомандующего ВМФ Игорь Дыгало заявил "о несанкционированном срабатывании системы пожаротушения", в результате которого погибли люди. Из-за неполадок с этой системой по отсекам подлодки К-152 распространился смертоносный фреон.
Хотя правительства России и Индии, отмечает журналист издания, не подтвердили этого, массмедиа обеих стран сообщали о том, что в начале следующего года "Нерпу" должны были передать Индии в аренду на 10 лет.
Эта сделка, поясняет Фред Вейр, нарастила бы военный потенциал Индии в Индийском океане и, кроме того, подняла бы вопрос о роли России в распространении ядерных технологий. Как сообщила на прошлой неделе индийская пресса, в конце этого месяца группа из 40 специалистов должна была прибыть во Владивосток для изучения судна.
Сделка, согласно сообщениям СМИ, была заключена еще в 2004 году. Тогда Индия выплатила 650 млн долларов на ремонт советского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" и помощь в завершении спуска "Нерпы" со стапелей, где она находилась с 1991 года.
Подлодки такого типа, пишет Вейр, способны погружаться на глубину более 600 м, менее заметны по сравнению с предыдущими поколениями, а скорость их передвижения при полном погружении достигает 33 узлов.
Со ссылкой на "Новую газету" корреспондент подчеркивает, что из-за международных ограничений по распространению ракетных технологий предполагалось поставить "Нерпу" без баллистических ракет дальнего действия. Однако Индия планировала не только разместить на судне ракеты своего производства, но и в целом использовать опыт ее эксплуатация для создания собственного подводного флота.
Как заявил капитан первого ранга Дыгало, в момент аварии на судне находились 208 человек: 81 военнослужащий, а также техники и работники верфи. Среди погибших - 14 гражданских лиц.
Наиболее тяжелая в истории ВМФ России катастрофа, напоминает автор статьи, произошла в августе 2000 года, когда атомная подлодка "Курск" затонула в Баренцевом море вместе с 118 членами экипажа. Через три года после этого затонула там же списанная подлодка К-159, а в 2005 году мини-подлодка застряла в рыболовной сети и была спасена при помощи британских специалистов.