"Когда посреди европейской ночи подсчет голосов начал склоняться к победе Дональда Трампа, в соцсетях стали писать, что российская разведка одержала крупнейшую победу в истории страны. Более того - что Кремль уже захватил США", - пишет Мэри Дежевски, обозреватель The Guardian. По мнению журналистки, эти комментарии были логическим продолжением заявлений лагеря Клинтон о том, что Трамп в сговоре с Путиным, который вмешивается в выборы в его интересах.
"Свидетельств, подтверждающих эти заявления, было крайне мало, и две недели назад Путин высмеял их на своей ежегодной встрече "Валдай" с российскими и иностранными специалистами", - говорится в статье. Эти заявления, по мнению автора, "были полезны для кампании демократов, поскольку позволяли позиционировать Клинтон как будущего президента, который будет вести жесткую внешнюю политику, и по контрасту демонизировать Трампа, но оказались недостаточно полезными, если судить по результату. Либо голосующая общественность от них отмахнулась, либо избиратели согласились с Трампом, что улучшение отношений с Россией может войти во благо. В любом случае это не оказалось черной меткой, вопреки ожиданиям штаба Клинтон".
Дежевски считает более интересным вопросом, как президентство Трампа может изменить отношения США и Запада с Россией, находящиеся на очень низком уровне. Журналистка видит многообещающие знаки. В частности, и Трамп, и Путин - автократы, люди, "сделавшие себя сами" и привычные к применению силы. Кроме того, Трамп дважды женился на славянках, и это может помочь ему оценить, как мир выглядит из России. А как "беззастенчивому националисту" ему будет проще понять, что у России тоже могут быть опасения по поводу безопасности, говорится в статье.
"Заинтересованность России в установлении связей с Трампом (если она существует) отчасти может, конечно, проистекать из скептического отношения следующего президента США к НАТО - альянсу, который был для Путина жупелом практически все годы его правления. То, что Трамп ставит под вопрос значимость НАТО, уже насторожило Восточную и Центральную Европу. Однако по поводу европейской безопасности имеют право тревожиться все: и США, которые оплачивают непропорционально большую часть счетов за нее, и их европейские союзники, получающие от этого выгоду, и Москва, почувствовавшая себя уязвимой из-за расширения НАТО в тот период, когда она пыталась начать новую жизнь вне своего советского прошлого", - полагает журналистка.
"Надо признать, что нынешний порядок вещей - источник напряженности в не меньшей степени, чем безопасности. Возможно, у американского президента, который принесет за стол переговоров прагматичный опыт бизнеса вместо пережитков холодной войны, характерных для оборонщиков, будет больше шансов наконец "вернуть Россию с холода", - резюмирует Дежевски, обыгрывая название романа Ле Карре "Шпион, пришедший с холода".