Из всех красот, которые открываются глазу, когда самолет подлетает к Токийскому аэропорту, самым замечательным, пожалуй, является мост, который исчезает в водах Токийского залива. Трасса Аква-Лайн, которая уходит под воду и идет дальше внутри тоннеля, является символом мастерства японских инженеров и одновременно символом расточительности по отношению к государственным деньгам.
На участок длиной 9,3 мили, который был завершен в 1997 году и позволил на час сократить время поездки из Токио в город Тиба, было потрачено 7,7 млрд фунтов. Однако, чтобы проехать по нему на легковой машине, нужно заплатить 16 фунтов. Если же вы на грузовике, эта сумма может вырасти до 45 фунтов, поэтому большинство водителей по-прежнему пользуются старой прибрежной дорогой.
Стоимость подобных проектов, на которые, по подсчетам специалистов, тратится 32 млрд фунтов в год, представляет собой одну из самых больших проблем, с которой сталкивается премьер-министр Японии Коидзуми в своих попытках вдохнуть новую жизнь в пострадавшую от рецессии экономику и убедить остальной мир, что его страна имеет серьезные намерения по реформированию.
В рамках шага, нацеленного на то, чтобы обновить кабинет министров перед приближающимися выборами, премьер произвел одно ключевое назначение. Он назначил энергичного 46-летнего Нобутеру Исихара на пост министра землеустройства, инфраструктуры и транспорта, поставив перед ним задачу устранить ненужные затраты.
Господин Исихара говорит: "Государственные корпорации превратились в неэффективные, убыточные организации, которые занимаются строительством ненужных мостов и дорог. Единственная функция многих из этих корпорация заключается в том, чтобы обеспечивать бюрократов высокооплачиваемыми должностями после ухода с государственной службы. Это порождает коррупцию и расточительство".
В строительстве заняты 10 процентов работоспособного населения, или 7 млн человек, тем не менее премьер Коидзуми пообещал обуздать государственные затраты, которые привели к росту государственного долга, составляющего 140 процентов ВВП Японии, - самый высокий показатель среди наиболее развитых стран, который к тому же продолжает расти.
Главным объектом реформ может стать государственная дорожная корпорация Японии. Помимо трассы Аква-Лайн, ее усилиями были сооружены многочисленные скоростные автомагистрали в сельской местности, на которых, как говорят сами японцы, больше медведей, чем машин.
Одна из них - это Second Tomei Expressway, называемая так потому, что после завершения она будет проходить по тому же маршруту от Токио до города Нагоя, что и существующая магистраль Tomei Expressway. За годы рецессии интенсивность движения на существующей дороге упала, а в будущем к тому же прогнозируется сокращение населения в этом регионе. Поэтому неудивительно, что люди сомневаются в необходимости достраивать вторую дорогу, которая обходится в 190 млн фунтов за милю.
Еще одним проектом, необходимым "как рыбе зонтик", является мелиорация земель в заливе города Исахая. В результате проведенных работ уже нанесен ущерб окружающей среде и разорена некогда доходная отрасль по добыче морских водорослей в заливе Ариаке на западе Японии. Освоение 1400 акров земли вряд ли оправдывает стоимость проекта, которая составила 1,3 млрд фунтов, особенно сейчас, когда сельское население в Японии идет на убыль. Правительство столкнулось с настоятельными призывами вновь открыть шлюзы, который перекрыли залив в 1997 году.
Аэропорт Кансай был завершен в 1994 году. Когда в соседних городах Осака и Кобе начался экономический спад, а аэропорт, построенный на искусственном острове, начал тонуть, у многих людей стала вызывать сомнения огромная стоимость проекта.
По указанию премьера Коидзуми господин Исихара разработал законопроекты по приватизации дорожной корпорации и других убыточных государственных организаций. Однако он встречает ожесточенное сопротивление могущественных группировок и парламентариев, избранных от сельских районов: их переизбрание зависит от того, смогут ли они обеспечить государственные заказы своим избирателям.
Популярность премьера Коидзуми высока и составляет 60 процентов, а господин Исихара родом из одной из самых известных в Японии семей. Его отец Синтаро является губернатором префектуры Токио. Им восхищаются за твердую манеру руководства, но одновременно его опасаются из-за националистских высказываний.
Его покойный дядя Юиро был своеобразным японским Джеймсом Дином, актером-идолом, который был знаменит своими мужественными персонажами.
Теперь племянник тоже получил возможность сыграть роль "крутого парня".