Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 октября 2006 г.

Марк Дуглас | International Herald Tribune

Остановить белорусскую торговлю оружием

В то время, когда ООН обеспечивает хрупкое перемирие в Ливане и одновременно пытается начать миротворческую операцию в суданском Дарфуре, больше внимания достается таким видам вооружения, как ракетные комплексы "Катюша" и тяжелые вертолеты Ми-24, с помощью которых в двух этих войнах были убиты сотни тысяч людей.

Все внимание приковано к оружию и участникам конфликта, и многие забывают, что большая часть оружия, которое подпитывает эти и другие локальные конфликты, поступает из Восточной Европы, из отверженного государства - Белоруссии.

Чтобы перемирие в Ливане оказалось успешным и миротворцы могли осуществлять свою миссию в Судане, необходимо заняться Белоруссией как основным поставщиком оружия для этих конфликтов.

Хотя на Западе про Белоруссию известно не многим, эта страна отлично знакома нечистоплотным торговцам оружием и государствам, поддерживающим терроризм, как активный и надежный поставщик запрещенных видов оружия. Хорошо знают Белоруссию и в ООН: в конце 1990-х годов она была признана одним из наиболее злостных нарушителей запрета на поставку оружия в Ирак. Тяжелые боевые вертолеты Ми-24, которые сегодня сеют смерть и разрушение в деревнях Дарфура, - это поставки Белоруссии.

Вызывает тревогу тот факт, что за последние шесть лет Белоруссия настолько увеличила незаконную торговлю оружием, что стала лидером в военных поставках исламским странам, поддерживающим терроризм. Только за 2001 год, по данным журнала Jane's Defence International, Белоруссия тайно продала оружия на сумму, превышающую 500 млн долларов. Она продавала палестинским боевикам и таким странам, как Сирия и Иран, ракеты "Катюша", 120-миллиметровые минометы, противотанковые ракеты и мины.

Даже после 11 сентября 2001 года Белоруссия не только продолжила реализацию большого количества вооружений, доставшихся ей после развала Советского Союза, практически всем странам из американского списка спонсоров терроризма (включая Северную Корею, Судан, Иран и Сирию), но и обвинила в этом сам Вашингтон.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко даже не пытался скрыть, что помогает Сирии усилить ее военный потенциал - и военный потенциал группировки "Хизбаллах". "Независимо от того, насколько серьезно нам будут выговаривать за это, - заявил он, - мы продолжим помогать Сирии в военном отношении, потому что она, со своей стороны, обещала помогать нам".

Как бы то ни было, Лукашенко, кажется, доволен ролью международного преступника. Его отношения с Западом и так находятся на предельно низком уровне, и он считает, что терять уже нечего. Единственный, кто может надавить на Белоруссию, - это соседняя Россия, но Кремль продолжает поддерживать Лукашенко. Это происходит не только потому, что Белоруссия остается в сфере московского влияния, но еще и потому что она служит удобным посредником для продажи российского оружия сомнительным режимам, в связях с которыми Кремль не хочет быть замечен.

За последние десять лет США приложили слишком мало усилий, чтобы заставить Россию остановить преступные сделки с оружием в Белоруссии. Москва не только отказалась сотрудничать с Вашингтоном в этом вопросе, но и расширила военное сотрудничество с Белоруссией.

В настоящее время продолжаются конфликты, оружие для поддержания которых поступает из Белоруссии, это и Ближний Восток, и Судан. Поэтому слабые и несмелые дипломатические попытки остановить нелегальные поставки оружия из Белоруссии государствам, поддерживающим терроризм, и группировкам вроде "Хизбаллах" должны остаться в прошлом. Вместо них необходимы всесторонние усилия Соединенных Штатов и Европейского союза с целью добиться введения санкций ООН против Белоруссии за нелегальные поставки оружия.

ЕС и Вашингтон должны тесно сотрудничать, чтобы эффективнее обнаруживать и препятствовать нелегальным поставкам белорусского оружия, включая поставки транзитом через третьи страны.

Если не наращивать усилия в этом направлении, белорусское оружие продолжит подрывать перспективы мирного урегулирования не только в Ливане и Судане, но и в ряде других горячих точек.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru