Между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко все кончено. Президент распустил парламент - 7 декабря украинцы должны будут выбрать новый. Глубинные причины раздора: конкуренция за симпатии избирателей
Самое позднее в прошлую пятницу, где-то около полудня, стало ясно, что между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко - романтизированной парой, символом демократической революции на Украине - снова все кончено. Они спорили несколько месяцев; люди из окружения Ющенко, который занимает президентское кресло, постоянно обвиняли Тимошенко, сидящую в кресле премьера, то в измене родине в связи с ее контактами с Россией, то в коррупции и, наконец, вообще в планировании убийства. В ответ на эти обвинения она вместе с "олигархами" - которых она в принципе презирает - с ориентированного на Россию востока страны так урезала полномочия президента, что пресса заговорила о "кастрации".
То, что возврата к прошлому не будет, стало окончательно ясно 3 октября. В этот день Тимошенко должна была лететь в Москву на встречу с премьер-министром Путиным, но когда она появилась в киевском аэропорту, ей сообщили о том, что зарезервированный правительственный самолет - вместительный, несколько шумный Ил-62 со спальной кабиной и внушительными телефонами советского образца, исчез: президент недолго думая, не спросив премьера, воспользовался самолетом для совершения внутреннего рейса. Но после того как захваченной врасплох Тимошенко все-таки удалось достать словенский чартерный самолет, Путин встретил ее в Москве, язвительно заметив, что стало нормой, что "карманники" воруют теперь и самолеты.
Через неделю Ющенко подвел окончательную черту. В среду вечером он объявил о роспуске парламента, в котором его партия "Наша Украина - Народная самооборона" вместе с Блоком Юлии Тимошенко имела большинство мест, и назначил досрочные выборы на 7 декабря.
Причины ссоры многосторонни. На передний план вышло то, что в начале сентября Тимошенко объединилась с внутриполитическим врагом, чтобы лишить полномочий президента. Кроме того, Ющенко обвиняет ее в том, что после войны в Грузии она не поддержала его жесткой критики в адрес Москвы. Вместо этого она предпочла более обтекаемые формулировки - а за это привезла со встречи с Путиным основы нового соглашения о поставках газа, что, по ее мнению, должно будет предотвратить постоянно повторяющиеся и ставшие уже традиционными украино-российские энергетические кризисы.
И все же эти причины не стали решающими. Тесные контакты с Россией поддерживал и Ющенко - не предавая их огласке; тактические союзы ad hoc с "антидемократами" с Востока уже давно стали частью его инструментария. Кроме того, Тимошенко уже давно отозвала закон о лишении полномочий президента от 2 сентября.
После "оранжевой революции", когда он стал президентом, набрав большинство голосов, Ющенко должен сегодня признать, что Тимошенко отбирает у него все больше избирателей. Согласно опросам, ее поддерживают 20-30% украинских избирателей, в то время как во время выборов в местные органы власти в Киеве его партия не смогла даже преодолеть 3-процентного барьера.
Успех Тимошенко связан частично с тем, что у нее лучше, чем у Ющенко получается позиционировать себя как защитницу "маленького человека". Частичная выплата советских вкладов, которой она добилась, способствовала стремительному росту ее популярности. Но прежде всего ей лучше удалось открыть свой ориентированный на Запад блок для пророссийского Востока.
Ющенко известно так же хорошо, как Тимошенко, что на Украине побеждает тот, кому удается первым преодолеть старую ментальную границу между "русским" Востоком и "европейским" Западом. Обоим также известно, что они должны соблюдать осторожность, открываясь навстречу Востоку, чтобы не потерять поддержку Запада. Они, тем не менее, выбрали разные пути для установления баланса между открытостью и сохранением корней. Ющенко попытался устранить дилемму, постоянно вербально атакуя Москву - например, в связи с Грузией или обличая советские преступления на Украине. И тем не менее это не мешало ему идти на личные компромиссы с врагом и перетягивать на свою сторону представителей олигархических кланов с Востока.
Тимошенко, напротив, выбрала другую тактику: обращая внимание на чувствительные для пророссийских избирателей темы и, к примеру, с большой осторожностью высказываясь за вступление Украины в НАТО (что стало главной целью Ющенко), она при этом дистанцировалась от завязывания тесных контактов с "олигархическим", частично пронизанным интересами Москвы Востоком.
Линия риторических атак против Москвы при одновременных персональных компромиссах Ющенко привела к тому, что он дискредитирован как на Западе, так и на Востоке. Сегодня он видит свой единственный шанс на следующих президентских выборах в начале 2010 года, по всей видимости, в том, чтобы сместить Тимошенко с премьерской должности, дабы отрезать ей доступ во время предвыборной борьбы от "административного ресурса", все еще имеющего решающее значение на Украине. То, что об это разобьется его собственный лагерь - некоторые партийные лидеры его избирательного союза уже сегодня подумывают над тем, чтобы переметнуться в стан Тимошенко - он, по всей видимости, тоже берет в расчет.