Михаил Ходорковский оказался в изоляторе по причине интервью. Бывший российский магнат, впавший в немилость после крушения нефтяного колосса ЮКОС, который он контролировал, и 8-летнего срока заключения за уклонение от налогов и мошенничество, должен отбыть 12 дней в карцере в читинской тюрьме, недалеко от границы с Китаем. У Ходорковского возникли неприятности после статьи писателя Бориса Акунина, опубликованной в русской версии Esquire. В статье Ходорковский говорил о шагах вперед, совершенных российской демократией, но при этом не жалел критики в адрес московского истеблишмента. Тюремные власти обвинили олигарха в том, что он получал и направлял письма автору статьи в нарушение тюремных правил.
По словам адвоката бывшего магната, речь идет всего лишь о предлоге, поскольку "не существует доказательств в поддержку обвинения". Сообщение о помещении Ходорковского в карцер дошло до Соединенных Штатов в самый разгар избирательной кампании. Оно воскрешает в памяти протесты гражданского общества, представителей интеллигенции и американских политиков на следующий день после завершения процесса над Ходорковским. Именно Джон Маккейн, Барак Обама и Джо Байден были теми тремя из четырех главных участников гонки за Белый дом, кто в свое время подписал резолюцию Сената, в которой они выражали серьезную обеспокоенность в связи с делом, к которому оказались причастны Михаил Ходорковский и его деловой партнер Платон Лебедев. В документе номер 322 от 18 ноября 2005 года три сенатора выступили с обвинением: за приговором могут скрываться политические мотивы, принимая во внимание, что оба осужденных в прошлом финансировали некоторые оппозиционные партии, и занимавший в то время пост президента Путин отомстил им за это.
"Процесс, приговор и тюремное заключение осужденных вызывают сомнение в беспристрастности и независимости российского правосудия", - говорится в документе. Еще большие подозрения вызывает тот факт, что оба приговоренных были отправлены в места отбывания наказания, расположенные в "тысячах километров от мест их проживания", в Сибирь или в Арктический регион. "Статья 73 российского Уголовно-исполнительного кодекса, - поясняют три сенатора, - предусматривает, что осужденные к лишению свободы, за исключением чрезвычайных обстоятельств, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены".
По этой и по другим причинам, которые разделяют правозащитные организации, журналисты и независимые политики, Джон Маккейн, Барак Обама и Джозеф Байден требуют, чтобы Москва развеяла сомнения "относительно того, что судебный процесс был политически мотивирован и что отправка заключенных не является нарушением закона". Только так можно понять, "является ли российское правосудие инструментом в руках Кремля, иными словами, что судебная власть лишена необходимой независимости".