В интервью Der Spiegel известный немецкий эксперт по России Штефан Майстер рассказал о том, какую выгоду из всего спектакля вокруг трех участниц панк-группы Pussy Riot, открыто подвергших критике российского лидера во время панк-молебна в храме Христа Спасителя, извлек для себя Владимир Путин, и о том, каким образом власть воспользовалась Русской православной церковью.
"Суд над Pussy Riot, за которым, как известно, следят по всему миру, повредил имиджу Владимира Путина за рубежом, однако именно в этом и заключается тонкий расчет Кремля, - рассказывает Майстер. - Власть сознательно пошла на ухудшение отношений с западными странами и использовала реакцию Запада для усиления своих позиций внутри страны - смотрите, мы не позволим каким-то иностранцам критиковать нас!" С одной стороны, по мнению эксперта, власть преследовала цель запугивания оппозиции, а с другой - сплочения определенных групп вокруг российского президента. "А это будет поважнее какого-то имиджа на Западе", - добавил эксперт.
"Такой "маневр" привел под знамена Владимира Путина огромный избирательный потенциал, - продолжает Майстер. - Во-первых, это большая, консервативно-настроенная часть российского общества, воспринявшая случившееся крайне негативно, во-вторых, это жители из сельской местности и из провинции. В общем, все те, кому не нравится якобы происходящая в России "вестернизация".
"Как раз в это время власть искала предлог, чтобы оклеветать оппозицию и приняться за нее, - считает эксперт. - А девчонки просто оказались в нужное время и в нужном месте". Затеяв показательный процесс и тщательно осветив его в СМИ, власть "убила еще одного зайца", мобилизовав российское консервативное большинство.
Большинство россиян негативно отнеслись к тому, что сделали активистки группы, считая панк-молебен в храме Христа Спасителя "извращением". Российское общество, живущее еще советскими штампами, крайне нетерпимо ко всему, что вступает в противоречие с привычной "картиной мира", будь то гомосексуалисты, иностранцы или деятели искусства, пишет издание. "Российское общество стало свободным и открытым всего лишь 20 лет назад, а Pussy Riot, бесспорно, являются чем-то новым, новаторским, - считает Майстер. - А процессы, о которых я говорил, происходят лишь в Москве да в Питере. Общество "открывается" (всему новому) только там, но никак не в российской провинции".
"Ну а что касается Русской православной церкви, то власть просто использовала ее, - продолжает Майстер. - Конечно, инцидент произошел в храме, и это не могло не возмутить церковное руководство. Власть просто воспользовалась РПЦ как инструментом. Ведь Церковь не была ведущей силой в стране, да и процесс был слишком сильно раздут".
По мнению Штефана Майстера, критика, которая слышна из-за рубежа, только на руку российской власти, ведь большинство россиян придерживаются мнения, что "Запад не должен вмешиваться во внутренние дела государства". Как подчеркивает эксперт, русские всегда принимаются защищать свою страну, если кто-то из-за рубежа открыто критикует ее, пишет издание.
"Ну а что касается отношений России и Запада, то здесь пока нельзя сказать чего-то определенного (...) Фазу жесткой риторики всегда сменяет фаза разрядки, однако в этот раз я бы не стал говорить, что так оно и будет, - подытоживает известный эксперт. - Нынешний режим пытается укрепить свои позиции внутри государства с помощью образа внешнего врага (...) Владимир Путин окружает себя сплошными хардлайнерами (сторонниками жесткого курса. - Прим. ред.), в чьей лояльности он полностью уверен, одновременно теряя "контакт" с населением".
Однако, по заверению Майстера, Россия не вернется за "железный занавес" и не отвернется от Европы, так как она слишком сильно зависит от ее инвестиций и доходов от поставок сырья, пишет издание.