В начале учебного года многие родители ломают голову, в какую школу отдать ребенка, заботясь о том, чтобы дать ему как можно лучшее образование, говорится в статье Даны Гольдстайн, штатного сотрудника портала www.themarshallproject.org, автора книги "The Teacher Wars".
Однако, если верить опубликованной в этом году книге социологов Энджела Харриса и Кита Робинсона, многие вещи, которыми одержимы родители (ежевечерняя проверка домашнего задания, волонтерство в школе, где учатся дети), не оказывают ощутимого эффекта на успеваемость. Вместо этого важнее всего устроить ребенка в класс к успешному учителю", - подчеркивает автор.
"Во многих школах родители не имеют права просить конкретных учителей, что должно защищать школьников, чьи родители не столь активны. К тому же большинство государственных учебных заведений не дает родителям потенциальных учеников просто побыть в учебных классах и увидеть, как учителя на самом деле работают с детьми", - констатирует журналистка. В результате при выборе школы родители опираются, скорее, на инстинкты, нежели на точные наблюдения о количестве компетентных учителей.
Так как же родители могут распознать превосходного преподавателя? Ясно, что прежде всего настоящий учитель любит детей. Но, помимо этого, у него должно быть четыре важных качества.
1. Активная интеллектуальная жизнь за пределами класса
"Экономисты выяснили, что учителя с высокими баллами SAT (Scholastic Assessment Test - академический оценочный тест) или идеальным средним баллом диплома, как правило, ничуть не лучше для учеников, чем их коллеги с менее впечатляющими достижениями, - обращает внимание автор статьи. - А вот учителя с большим словарным запасом действительно работают лучше, поскольку этот показатель тесно связан с интеллектуальностью, начитанностью и любознательностью".
"Зачастую лучшие учителя любят путешествовать, имеют потрясающие увлечения или страстно рассказывают о любимом философе или поэте", - делится наблюдениями Гольдстайн.
2. Вера в то, что интеллект приобретается, а не является врожденным
"Эффективные работники в сфере образования отбрасывают мысль о том, что мозги есть не у всех учеников - они ждут высоких показателей от всех детей, даже от непослушных, "необучаемых" и испытывающих трудности с английским языком".
"А как понять, что у учителя высокие ожидания? Спросите ребенка, узнал ли он за день что-то новое, - советует Гольдстайн. - Исследования показывают, что большинство учеников уже знают примерно половину из того, чему учат на большинстве предметов"
3. Опора на статистические данные
"Успешные учителя проводят проверочную работу в начале новой темы, чтобы определить сильные и слабые места учеников, а затем проводят тест в конце темы, чтобы понять, какие идеи и навыки усвоились", - сообщается в статье.
4. Умение задавать нужные вопросы
"По мнению исследователя Джона Хэтти, когда преподаватель выстраивает занятия вокруг более широких понятий, чем те, что фигурируют в тестах с вариантами ответов, результаты детей улучшаются", - отмечает Гольдстайн.
Хорошими вопросами она называет те, которые проверяют концептуальное понимание материала, а не зазубривание фактов: важнее не "в каком году разразилась Великая депрессия", а "какие экономические, социальные и политические факторы привели к Великой депрессии".
"Высматривать четыре этих качества должны не только родители. Директора школ и политики должны уделять результатам стандартизированного теста меньше внимания, чем более утонченным показателям мастерства учителя. Вместе мы можем создать широкий спрос на отличное преподавание в каждом классе", - заключает Гольдстайн.