В 1861 г., когда боевой дух северян был крайне ослаблен после битвы у Булл Ран, Чарльз Уилкс, капитан американского военного корабля "Сан Джасинто", захватил британский пароход "Трент", на борту которого находились направлявшиеся в Европу эмиссары Конфедерации Мэйсон и Слайделл. Оба были заключены в тюрьму Форт Уоррен в Бостоне.
Унионисты были вне себя от радости. Но Виктории это не понравилось. Королева сочла действия Уилкса пиратством и похищением лиц, плывших на корабле под британским флагом. Вся Англия призывала начать войну с ненавистными янки. Королевский флот начал готовиться к бою. В Канаду предполагалось отправить войска численностью 8000 человек. Потрясенный Авраам Линкольн поспешно пошел на попятную, отпустил Мэйсона и Слайделла и сказал своему госсекретарю: "Не больше одной войны одновременно".
Мудрый совет. В тот момент, когда президент Буш решает, вооружать ли ему Тайвань современными американскими военными кораблями, в тот момент, когда растет воинственность Китая, зачем мы настраиваем против себя Россию? Недавно американские чиновники встретились с посланником чеченских боевиков, только что организовавших взрывы, в результате которых 21 россиянин погиб и 130 получили ранения. Через неделю мы выслали из страны 50 "шпионов". Белый дом заявил, что в ближайшее время Буш не собирается встречаться с президентом Путиным.
Зачем мы толкаем Россию в объятья Китая?
Десять лет назад Москва вывела Красную армию из Восточной Европы, позволила плененным народам свергнуть коммунистические режимы и распасться Советскому Союзу на 15 государств. Рональда Рейгана, поносившего до этого "империю зла", радостно встречали на Красной площади.
Но после того, как Россия закончила холодную войну, мы нарушили свое слово и начали расширять НАТО к ее границам, подавили их старых союзников сербов, а теперь тайно сговариваемся с Азербайджаном и Грузией, рассчитывая отрезать Россию от каспийской нефтяной торговли. Помощники Буша говорят о включении в НАТО балтийских государств и укреплении военных связей с бывшими советскими республиками.
Как бы мы отнеслись к тому, если бы Россия, победив в холодной войне, пригласила бы Кубу в Варшавский договор, создала бы военный союз с Панамой и отрезала бы нас от нефтяной торговли с Мексикой?
Однако глупость Москвы ничуть не уступает высокомерию США. Если о шпионах жалуется даже Тони Блэр, Путин явно перегружает линию. Россия продает оружие Ирану и снабжает Пекин истребителями, противолодочными снарядами, подводными лодками и бомбардировщиками, чтобы помочь ему в конкуренции с Тихоокеанским флотом США.
Путин должен понимать, что Америка, несмотря на все свое великодержавное высокомерие, не угрожает России. Исламский режим Ирана угрожает Кавказу; Китай же, проглотив Гонг-Конг и Тайвань, проявит интерес к островам, которые когда-то уступил России.
Заключив в 1858 и 1860 годах Айкунский и Пекинский договора, агенты Александра Второго обманом отобрали у Китая 350 000 квадратных миль территории вдоль берегов Амура и Уссури. В настоящее время на этой территории находятся транссибирская железная дорога и порт Владивосток. В 1969 г. у этих рек состоялись сражения между советскими и китайскими войсками. Китайцы постепенно заселяют этот регион, как когда-то американцы заселили мексиканскую провинцию Техас.
Россия - вымирающая нация. Численность населения страны сократилась до 145 млн. По словам Путина, к 2015 г. она может снизиться до 123 млн - потеря такая же серьезная, как в годы Великой Отечественной войны. К 2025 г. столько же людей будет жить в Иране. Сегодня в России живет в девять раз меньше людей, чем в Китае. К востоку от Аральского моря соотношение составляет пятьдесят к одному. В девяностых годах войны между государствами возникали по идеологическим, территориальным, религиозным причинам. Со смертью большевизма между Америкой и Россией не осталось никаких разногласий. Если у США есть какие-либо жизненно важные интересы, то они заключаются в том, чтобы Россия не была расчленена исламскими боевиками или Китаем, в котором к 2025 г. будет проживать 1,5 млрд человек.
Большевистская Россия была врагом, но Православная Россия - это часть Запада, естественный союзник. Зачем же обращаться с ней, как с потенциальным врагом? Неужели нам было бы лучше, если бы на другом берегу Берингового пролива находился Китай?
Москва ведет себя грубо, но Пекин пролил кровь героев на площади Тяньаньмэнь, казнил христиан и последователей движения "Фалун Гунь", передавал ядерные технологии Пакистану и ракеты Ирану, обстреливал остров Тайвань, угрожал нам войной в случае нашего вмешательства, модернизировал ПРО Саддама, действующую против пилотов США - и был вознагражден благоприятным торговым статусом и положительным сальдо внешнеторгового баланса с Соединенными Штатами в $400 млрд за одно лишь последнее десятилетие.
Такое наследство оставил Клинтон. Собирается ли Буш продолжать ту же самую политику?
Европа недовольна, Москва раздражена, арабы негодуют, Иран и Ирак настроены враждебно, Северная Корея угрожает, а Китай сбивает американские самолеты - может быть нам стоит вспомнить о совете, который Линкольн дал Сьюварду: "Не больше одной войны одновременно".