Режим Лукашенко преследует студентов и журналистов
Скандал с визами, который доставил немало неприятностей министру иностранных дел Йошке Фишеру, поразительным образом аукнулся в Минске. Белорусский диктатор Александр Лукашенко подхватил два притягательных выражения "торговля людьми" и "принудительное занятие проституцией" и решил, что он обязан защитить белорусскую молодежь от этих напастей. Поэтому он велел ограничить им свободу передвижения.
Новые правила выезда за рубеж означают, что отныне вопрос о том, кто имеет право поехать за границу, будут решать белорусские власти. Им вменено в обязанность контролировать агентства по трудоустройству, модельные и брачные агентства, которым теперь по мере сил будут чиниться препятствия. Милиция станет проверять предложения о работе за границей. Уже зафиксированы случаи арестов моделей и их менеджеров из-за мнимых "нарушений на таможне". Лукашенко считает: нельзя допустить, чтобы страну покидали самые прекрасные женщины. За диктатором давно закрепилась слава охотника за юбками, а его жена уже много лет живет отдельно от него на отдаленном хуторе.
Однако основной целью реорганизации являются студенты. Советники Лукашенко безусловно заметили, что оранжевая революция на соседней Украине началась в университетах. Соответственно, надо уничтожить бациллу демократии среди студентов. Власти снова решают, кого можно отправлять учиться за границу. Студенческий обмен, к которому всегда относились с подозрением, сворачивается все больше и больше.
Одновременно судебный аппарат, контролируемый президентской администрацией, усиливает давление на оппозицию. Демонстрации жестоко подавляются, демонстранты в режиме ускоренного судопроизводства отправляются под арест. Студентов, которые принимают в них участие, вынуждают покидать вузы. Лукашенко, когда-то сотрудник советского КГБ, приказал окончательно закрыть некоторые из еще оставшихся независимых газет, которые и так выходили мизерными тиражами. В качестве официальных причин назывались налоговые нарушения и неоплаченные счета типографий.
Власти, очевидно, получили приказ давить в зародыше все, что хотя бы отдаленно похоже на гражданское неповиновение. Притесняемая оппозиция говорит об очередном шаге назад - к советским порядкам. Но зато уже существует название для восстания против Лукашенко, о котором мечтают оппозиционеры: васильковая революция.