Аскар Акаев, президент Киргизии, в понедельник объявивший о своей отставке, на протяжении большей части своего 15-летнего правления был коррумпированным и авторитарным руководителем.
Парадоксальным образом, он помог осуществиться революции, которая его свергла, толерантным отношением к ее структурным элементам. Оппозиционные партии при его режиме могли функционировать, хотя некоторых из их лидеров преследовали, независимая пресса существовала, несмотря на спорадические попытки ее закрыть. К западным неправительственным организациям с демократическими программами относились терпимо: в прошлом году США потратили на такие программы 12 млн долларов. К несчастью, эти факты очень быстро усвоили выжившие диктаторы бывшего Советского Союза, что означает, что барьеры для демократизации в Евразии становятся труднопреодолимыми.
Двое из коллег Акаева из Средней Азии, Ислам Каримов из Узбекистана и Нурсултан Назарбаев из Казахстана, в последние годы предприняли шаги к политической либерализации, в основном чтобы порадовать западные правительства.
Теперь они пытаются дать задний ход. И один и второй попытались закрыть или каким-то иным образом воспрепятствовать деятельности таких организаций, как Фонд Сороса и Национальный фонд развития демократии, а также местные гражданские движения, которые ими подпитывались.
Назарбаев расформировал основную оппозиционную партию и, чтобы защитить свой режим, сблизился с президентом России Владимиром Путиным, который всегда был безусловным другом постсоветских автократов.
Ближайшие иностранные союзники Каримова, как это ни неприятно, находятся в Пентагоне, который размещает неподалеку от столицы Узбекистана воздушную базу. В прошлом году Госдепартамент приостановил несколько гуманитарных программ в Узбекистане в связи с нарушениями прав человека в этой стране и ее недемократичностью. Однако генерал Ричард Майерс, руководитель Комитета начальников штабов ВС США, всего через несколько недель после принятия этого решения свел его на нет во время своего визита в Узбекистан, где он осудил урезание гуманитарной помощи, одобренное конгрессом США, и похвалил Узбекистан за сотрудничество с Министерством обороны США. Этот альянс остается таким же крепким, а США продолжает оказывать помощь Узбекистану, и это не дает Каримову никаких причин полагать, что усиление репрессий с его стороны повлияет на его "стратегическое партнерство" с Вашингтоном.
Третий среднеазиатский правитель, Сапармурат Ниязов из Туркмении, отреагировал на волнения в регионе, ускорив трансформацию своего богатого природными ресурсами государства в сталинистский анклав, соперничающий эксцессами с Северной Кореей.
Ниязов, "пожизненный президент" с культом личности, насаждаемым на государственном уровне, разрушил образовательную систему Туркмении и закрыл большую часть библиотек в стране, требуя при этом, чтобы студенты и другие жители государства читали его собственные труды.
Несколько недель назад он распорядился закрыть все больницы за пределами столицы. К вящему стыду, западные компании, стремясь вложить средства в ресурсы страны, в том числе DaimlerChrysler, обслуживают его манию, выступая спонсорами переводов и публикаций его книг.
Политика США помогла заложить фундамент реформ на территории Евразии, однако следует следить за тем, чтобы демократические процессы продолжались. Такой жестокий тиран, как Ниязов, должен претерпеть санкции, а не поощряться Западом. Начать можно было бы с задержки выдачи ему виз и замораживания счетов его семьи и правительства.
Если казахское и узбекское правительства не хотят больше, чтобы западные организации помогали гражданским движениям открыто, значит, нужно найти пути предоставления этой помощи не напрямую или скрыто, как поколение назад было сделано в случае польской оппозиции.
Пришло время Бушу применить демократические принципы к Узбекистану и положить конец практике ведения Пентагоном самостоятельной международной политики в этой стране.