Вынесены первые четыре приговора. В Белградском суде зачитывают имена первых приговоренных (на родине) сербов, за преступления, совершенные в Сребренице. В то время, в 1995 году, четыре "скорпиона", носившие красные береты и маскировочную форму, расстреляли в спину шестерых мусульманских подростков. Матери жертв и около 30 родителей, все боснийцы, сопровождаемые полицией, слушают имена убийц. "Слободан Медич приговорен к 20 годам, Бранислав Медич - к 20 годам, Перо Петрашевич - к 13 годам. Александер Медич - к 13 годам. Александер Вуков - оправдан". По мнению родственников, приехавших в Белград из Боснии, приговор кажется слишком мягким. Но для Сербии это первое публичное сведение счетов с войнами Милошевича.
Главным доказательством виновности четырех "скорпионов" было видео, единственная запись, уцелевшая в пожаре балканской войны. О видеозаписях всегда много говорили, но первый такой документ представила на процессе против Милошевича Карла Дель Понте. Это был февраль 2005 года: половина населения Сербии продолжала отрицать факт геноцида в Сребренице, не было ни одного твердого доказательства массовых преступлений (8 тысяч мусульман, уничтоженных на глазах ООН в период с 11 по 16 июля солдатами Младича). Это видео, показанное в теленовостях в 20:00, стало шоком.
Шестеро мусульманских подростков были высажены из грузовика, поп Гаврило прочитал молитву, кинооператор сказал: "Поторопитесь, батареи садятся". Но боевики не торопились. У них хватило времени, чтобы поиздеваться над 16-летним мусульманином. "Он еще девственник? Уже никогда не трахнешься". Четырех молодых людей поставили на колени в высокой зеленой траве. Автоматные очереди. Двое оставшихся были вынуждены перенести тела своих товарищей, прежде чем их также расстреляли. Сербия больше не могла игнорировать факты.
Однако же приговор оказался не самый суровый: 20 лет, а не 40 - максимальное наказание. "Они виновны в нарушении международных законов", "виновны в совершении военных преступлений против гражданских лиц", читает судья Гордана Базилович Петрович. Но потом она все же сказала, что невозможно доказать, что это была Сребреница, речь могла идти о Трнове, в Боснии, где квартировали "скорпионы". Они, бойцы полувоенных формирований, находились на денежном довольствии министерства внутренних дел Белграда, говорит судья, но это не является прямым доказательством связи Милошевича со Сребреницей. "Дислоцированные" в качестве усиления в Республике Сербской в Боснии, в 1995 году они получали жалованье от владельца местного "нефтяного предприятия", принадлежавшего Караджичу.
Разочарованы многие активисты правозащитных организаций. Наташа Кандич, которая занимается поисками балканских преступников и шла по следам "скорпионов" много лет, говорит корреспонденту Corriere: "Принимая во внимание тяжесть преступления, этот приговор нельзя назвать справедливым".
Сербии не слишком интересно говорить о Боснии. Ей хватает проблемы с Косово. Вчера президент Тадич назвал позицию Сербии по косовской проблеме "неизменной". И вот телевидение В92 в восемь вечера выпустило в эфир документальный фильм о "скорпионах": 160 тщательно подобранных бойцов, "все родственники", говорит раскаявшийся Душко Каханович, "или товарищи по школе: поэтому не было предательств". Так действуют эскадроны смерти, от Никарагуа до Дарфура. "Государство тебя призывает: у тебя нет выбора. Ты становишься инструментом захвата, умиротворения, оккупации, казни. Но, принимая во внимание инфляцию, твой патриотизм хорошо оплачивается".