Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 апреля 2007 г.

Сергей Лавров | Financial Times

Диспут по вопросу ПРО в Европе имеет принципиальное значение

План США по размещению элементов американской системы ПРО в Европе повлек за собой спор на жизненно важную для континента тему: а нуждается ли вообще Европа в средствах противоракетной обороны? Вопрос касается всех, и факт его открытого дискутирования свидетельствует о здоровом климате европейской политической жизни.

Россия готова участвовать в этих дискуссиях на всех уровнях и в любом формате. Можно лишь приветствовать соглашение, недавно достигнутое президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем о проведении консультаций по этому вопросу в контексте сотрудничества по обеспечению нашей общей безопасности. Мы готовы позитивно реагировать на любые позитивные шаги со стороны США.

В чем состоит позиция России? Во-первых и прежде всего, для нас, как и для многих других в Европе, неприемлемо, когда кто-то использует континент в качестве собственной стратегической территории. Любой односторонний проект в области ПРО изменит геостратегический ландшафт континента. К тому же это стало бы афронтом в отношении европейцев, поскольку такое развитие событий девальвирует значимость паневропейских и межгосударственных организаций континента - в том числе НАТО и Евросоюза - которые, как нам говорили вплоть до самого последнего времени, являются краеугольными камнями безопасности в Европе.

Мы выступаем за интегрированный подход к решению проблем евроатлантического региона: в трехстороннем формате, с участием России, Евросоюза и США. Ни у одной стороны не должно быть подозрений относительно действий двух других партнеров. Такой подход решает проблему сохранения цельности европейской политики и предохраняет ее от опасного раскола. Также он укрепит трансатлантические связи - но во всеобъемлющем смысле, с участием России и других государств, которые не входят в НАТО или в Евросоюз.

Нам хотелось бы, чтобы наши американские партнеры поняли: сильная Россия, или сильная Германия, или сильная Франция, живущие в мире и гармонии, не могут представлять собой угрозу для интересов США.

Во-вторых, Россия имеет законные интересы в этой сфере. Россия неоднократно сообщала конкретные причины своей обеспокоенности в связи с размещением противоракетных баз США в Европе. Я мог бы добавить, что возможности этих баз могут значительно возрасти с появлением противоракетного оружия нового поколения: ракет с радиусом действия, который исчисляется уже не сотнями, но тысячами километров, с множественными боеголовками и сверхзвуковыми ракетами-перехватчиками.

В-третьих, в эпоху, когда не должно быть места для "тайных умыслов", мы обязаны проводить открытые дискуссии. Они необходимы для достижения общего понимания вопросов и увязывания наших интересов воедино. Тут требуется глубокий совместный анализ технических, стратегических и политических аспектов проблемы общими силами, который следует начинать с совместной оценки угроз.

Самым подходящим форумом для этого является Совет Россия-НАТО, очередное заседание которого на уровне министров иностранных дел состоится в конце текущего месяца в Осло. Мы надеемся, что в его повестке дня будет полностью учтено общественное мнение по вопросу противоракетной обороны. Это будет отвечать идеалам демократии, а также станет проявлением уважения к интересам всех стран без исключения и воплотит в жизнь принцип: "В современном мире безопасность неделима". Государства нельзя делить на разные категории по их степени защищенности.

Вопрос в том, насколько реальна угроза со стороны ракет, которую, как нам говорят, призвана отразить противоракетная база США в Европе. Мы полностью уверены, что подобной угрозы, направленной против Европы или США, не просматривается ни сегодня, ни в предсказуемом будущем. Ни одно из так называемых государств-изгоев не располагает ракетами, которые представляют реальную опасность для Европы. Конструирование ракет, способных достичь США, - еще более сложная задача, требующая особых технологий и производственных мощностей.

В-четвертых, у нас есть время для осуществления серьезного анализа, поскольку на данный момент нет никаких признаков реальной угрозы. Но есть опасность, что в результате непродуманных действий эти угрозы превратятся в подобие дурного пророчества, которое сбывается из-за того, что в него верят. Должны ли какие-то надуманные концепции становиться препятствиями успешным трехсторонним усилиям России, Евросоюза и США по разрешению реальных проблем на Ближнем Востоке, кризисов в Ираке и Афганистане, сложной ситуации с ядерной программой Ирана? Вот проблемы, которые действительно несут в себе угрозу безопасности нашего континента.

В-пятых, дискуссия о противоракетном щите в Европе знаменует собой водораздел в европейской политике. Ничто не может заменить сотрудничества в области безопасности, требующего высокой степени взаимного доверия, сотрудничества в преодолении прежних разногласий и возрождения единства континента.

Либо мы сделаем решительный шаг вперед, либо европейская политика даст задний ход, подтверждая опасения тех, кто увидел в расширении НАТО и Евросоюза перспективу нового размежевания Европы.

Автор - министр иностранных дел Российской Федерации.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru