Германия и ЕС должны выступить на стороне украинского президента Ющенко, поскольку он может быть гарантом большей энергетической безопасности ЕС
Роспуск президентом Виктором Ющенко украинского парламента - это правильный путь. Пророссийский премьер-министр Виктор Янукович в последние месяцы систематически подрывал полномочия президента и купировал возможности контрольных инстанций.
Обострение кризиса влечет для ЕС весомые последствия. Россия никогда не согласится, чтобы внешняя политика и политика безопасности Украины строились по модели нейтральной Швеции, и это еще больше усилит российское вмешательство во внутриукраинскую борьбу за власть. На этом фоне, а также принимая во внимание усилия Москвы по саботажу проекта Nabucco, независимого от России газопровода, берущего свое начало в прикаспийском регионе, ЕС должен как можно скорее оценить стратегическое значение Украины и ее президента Ющенко в минимизации рисков в области энергоснабжения.
Необходимой является более сильная поддержка прозападно настроенного Ющенко через новое соглашение о партнерстве с Украиной, которое должно способствовать созданию свободной экономической зоны и облегчению визового режима. Сопротивление Ющенко переходу украинской трубопроводной сети в руки "Газпрома", несмотря на сильное давление со стороны российских властей и Януковича, заслуживает большего признания. Ссылаясь на недавний российско-белорусский нефтяной конфликт, а также высказывания Путина и Януковича, что украинская сеть должна находиться под совместным контролем, парламент издал закон, который запрещает продажу или передачу в лизинг газопроводной сети Украины. Ключевую роль в появлении этого закона сыграли Ющенко и глава оппозиции Юлия Тимошенко.
Тревожные тенденции
От промосковского премьер-министра Януковича не следует ждать настоящих рыночных и юридических реформ в духе правового государства, пусть даже он недавно поддержал новое партнерское соглашение с ЕС, а его речи во время визита в Германию были весьма умеренными. При его правлении наблюдается скорее возврат к протекционизму, популизму, государственному вмешательству и усилению государственного контроля. Одновременно он продолжает урезать компетенции президента и способствует увольнению прозападных министров, например, министра иностранных дел Тарасюка.
Это тревожные тенденции. Политики из Германии и ЕС должны четче понимать стратегическое значение Украины: более 84% объема импорта российского газа в Европу поступает по украинским газопроводам; одновременно Украина крайне важна как транзитный коридор, идущий в обход России. Это приобретает еще большее значение в связи с тем, что правительство Германии разрабатывает новую стратегию в отношении Средней Азии с целью диверсификации импорта природного газа. Так, Германия и ЕС развивают энергетическое партнерство, прежде всего, с Казахстаном и Азербайджаном. Такое стратегическое развитие в рамках президентства в G-8 и ЕС увенчается успехом лишь в том случае, если правительству Германии удастся убедить членов ЕС в необходимости более тесного сотрудничества с Ющенко.
С одной стороны, Украину нужно активнее подключать к усилиям ЕС по становлению в России правового государства, предотвращению перебоев в поставках энергоносителей и получению свободного доступа на ее рынок. Россия злоупотребляет своей монополией на трубопроводную сеть, чтобы ограничить доступ Украины и Европы к более дешевому среднеазиатскому газу. Таким образом она нарушает Энергетическую хартию, правила ВТО, куда она хочет вступить, и европейское законодательство о конкуренции.
Усиление поддержки со стороны ЕС могло бы способствовать внутри- и внешнеполитическому укреплению Ющенко и дало бы Украине перспективу продвижения в направлении усиления рыночной экономики и правового государства.
Украина как альтернативный коридор для поставок газа
Украина благодаря своему географическому положению могла бы взять на себя роль альтернативного коридора для поставок газа из Средней Азии и прикаспийского региона, что стало бы ее существенным вкладом в долгосрочную защиту европейских потребителей от рисков. Завершение строительства трубопровода Одесса-Броды-Гданьск и форсирование создания трубопровода, идущего из Грузии через Украину, укрепили бы европейскую позицию по отношению к России.
Разработка источников альтернативной энергии и диверсификация маршрутов импорта могли бы стать наиболее эффективным средством для предотвращения российской монополии на цены и политически мотивированных перебоев в поставках. Значение этих мер возрастает ввиду предстоящего в ближайшие годы обострения российского газового кризиса, ведь даже по российским прогнозам, опубликованным в официальном документе от 2003 года, посвященном энергетической стратегии России, которые уже сейчас кажутся нереальными, объемы российского газового импорта в 2030 году оцениваются всего лишь в 280 млрд кубометров, тогда как потребность ЕС в импортном газе может к тому времени возрасти до 490 млрд кубометров. Поэтому ЕС должен максимально сократить свою потребность в импортном газе и гораздо сильнее диверсифицировать его поставки.
В торговле энергоносителями на внутреннем рынке, который в будущем подвергнется либерализации, Евросоюзу нужны надежные правовые рамки. Наряду с беспрепятственным доступом к транзитным трубопроводам их необходимой составной частью должно быть, прежде всего, устранение монопольных структур и политически мотивированных перебоев в поставках. Что касается данных аспектов, то Украина находится в крайне выгодной позиции, чтобы способствовать заключению такого соглашения.
Франк Умбах - сотрудник Немецкого общества внешней политики