Ввиду изменения климата берлинский профессор требует введения обязательного страхования от стихийных бедствий
Доклад Всемирного совета по климату (IPCC) о последствиях потепления на Земле только утвердил Герта Вагнера в его мнении. Директор по науке Немецкого института экономических исследований (DIW) и профессор Технического университета Берлина считает, что обязательное страхование от стихийных бедствий домовладений, а также объектов сельского и лесного хозяйства - это важный вклад в приспособление к меняющейся обстановке в условиях изменения климата. Ввиду изменения климата площади, которые подвергаются риску наводнений или снеговой нагрузки, только увеличиваются, сказал нашему корреспонденту Вагнер. "Не осталось даже малого местечка, которому бы ни угрожали стихийные бедствия". Даже в безопасных ранее местах возрастает возможность ливневых дождей, которые могут стать причиной весомого ущерба, считает Вагнер.
Когда-то предложение, которое сделал Вагнер вместе с Раймундом Шварце, уже обсуждалось политиками на самом верху. После разлива Эльбы в 2002 году, когда экономика Германии понесла ущерб, превысивший 9 млрд евро, эта идея серьезно обсуждалась даже на конференции министров финансов. Но в итоге предложение о введении обязательного страхования провалилось вследствие нежелания министров экономики и страхования пообещать государственную гарантию в случае чрезвычайно высоких убытков. В 2004 году идея об обязательном страховании была положена под сукно.
Уже после того, как в январе по Германии прошелся ураган "Кирилл", Вагнер и Шварце снова представили свой проект, распространив его на объекты сельского и лесного хозяйства. Ущерб, нанесенный ураганами, более чем на 90% покрывается за счет страховки строений и домашнего имущества. Страховые выплаты на покрытие последствий "Кирилла" составили около 2 млрд евро. Повреждения, полученные автомобилями, по большей части возмещаются за счет автомобильных страховок. Однако это не относится к ущербу, нанесенному ураганом лесам. Насколько велики убытки вследствие "Кирилла", до конца так и неясно. По оценкам, они могут достичь миллиарда евро. В подобных случаях собственники лесных угодий могут надеяться только на государство. Но "щедрая помощь со стороны государства не имеет ничего общего с плановой предусмотрительностью", замечает Вагнер.
Объединенный союз немецких страховщиков относится к обязательному страхованию скорее критически. Диктор Катрин Рюрет де Эскобар говорит, что в любом случае спрос на страхование строений от стихийных бедствий, а также на страхование объектов сельского хозяйства "от всех рисков" отсутствует. Предложения по тому и другому виду страховых услуг на рынке имеются, но они очень дороги, и поэтому подобные договоры практически не заключаются. Рютер де Эскобар полагает, что если государство вместо того, чтобы оказывать помощь при ликвидации последствий катастроф, направит эти средства на субсидию страховщиков, то тогда можно будет говорить о повсеместном распространении подобных страховок.
Двум профессорам, похоже, уже удалось привлечь на свою сторону СДПГ. В их проекте новой основополагающей программы в главе о защите климата говорится: "Никто не может быть гарантирован от таких стихийных бедствий, как наводнение, ураган или снеговая нагрузка. Поэтому нам необходима большая предусмотрительность и планомерное страхование от возможного ущерба".
Вагнер считает, что практические проблемы, которые до сих пор препятствуют появлению доступных программ страхования от наводнений, разрешимы. Если кто-то построил свой дом в пойме реки, которую затапливает каждые десять лет, ему придется платить более высокие страховые взносы или - в случае ущерба - планировать более высокие собственные расходы. Однако если будет введено обязательное страхование, то оно станет доступным для домовладельцев, чьи дома находятся в зоне риска. А что будут иметь с этого те люди, которые проживают вне таких зон? Вагнер уверен, что меняющийся климат скоро сам ответит на этот вопрос.