После конференции в Бухаресте перенесен срок, а быть может, и вовсе отложен в сторону проект расширения НАТО за счет Украины и Грузии, который русские считают провокационным и недопустимым оскорблением. Но на Балканах продолжает оставаться неурегулированным конфликт между Сербией, которую всеми силами поддерживает Москва, и непокорным Косово, которое, поддерживаемое частью западных государств, защищает свою провозглашенную независимость.
Еще 17 марта в Митровице, на границе Косово, сербское меньшинство устроило мятеж, выступая против независимости Косово, и противостояло контингенту ООН Unmik и контингенту НАТО Kfor. Но теперь, с приближающимися выборами в Сербии, назначенными на 11 мая, правительство Белграда хочет привлечь к участию в национальных выборах и сербских граждан Косово. Это станет вызовом законной власти Приштины, и в конфликт могут оказаться вовлеченными как положительно настроенные в отношении независимости Косово правительства, так и отрицательно настроенные. Как говорится в некоторых комментариях, 11 мая, возможно, станет следующей точкой накала этой конфликтной ситуации (Economist). Не исключено, что последует затяжная напряженность или взаимные агрессивные действия, которым ООН, НАТО и Евросоюзу с его отсутствием единой позиции по независимости Косово, придется противостоять. Каким образом? Сценарий вызывает тревогу еще и потому, что Белград продолжает проводить стратегию, направленную на разделение Косово. Отделение от отделившейся части подразумевает, что сербам Северной Митровицы отойдут исторические места, православные монастыри и Косово Поле, место, где состоялось трагическое сражения короля Лазаря против турок в 1380 году, а косоварам албанского происхождения - оставшаяся часть этой балканской периферии.
Накануне предполагаемого и вызывающего опасения противостояния Белграда и Приштины 7 мая в Москве состоится торжественный формальный обмен ролями между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Это будет двоевластие или монарх и его преемник? На Западе задаются вопросом, до каких пор в России будет превалировать чрезвычайно сильное желание опекать "южных славянских братьев". Возможен ли поворот в сторону умеренного курса? Россия поражает традиционным непостоянством своей дипломатии, то жесткой, то гибкой, в соответствии с особой идеологией великодержавности.
Порой принятие каждого конкретного решения обусловлено изменяющимися факторами - так, сегодня, вероятно, ситуация на Балканах складывается в пользу российского влияния. Ситуация в Косово, отделившемся от Сербии, но уязвимом перед лицом восстаний сербов в районе Митровицы, может способствовать также усилению сепаратистских настроений среди сербов Боснии и хорватов в Герцеговине, не исключая дальнейшего обострения ситуации, как это было в Румынии с венгерским меньшинством в Трансильвании.
Для Европы, до сегодняшнего дня оказывавшей не слишком большое влияние на ситуацию и разделенной внутренними противоречиями, думается, будет нелегко довести до конца попытку успокоить Белград при помощи убедительных для сербов шагов навстречу приему Сербии в ЕС. Как уже давно писала лондонская Times, "Европа всегда не слишком умело обращалась с сербами". Хотя бы сейчас она должна попытаться все сделать правильно, пока спор между Белградом и Приштиной не превратился в эпицентр хронической и разрушительной балканской сейсмичности.
Также по теме:
Дипломаты опасаются, что генсек ООН Пан Ги Мун пойдет на уступки по косовскому вопросу (The Times)