Москва являет пример того, что концентрация власти и недостаток либерализма в обществе могут лишь "разъедать" систему в условиях глобальной конкуренции, пишет сегодня австрийская Die Presse.
"От Владимира Путина всегда исходил зловещий холодок, - пишет автор. - Но этот недостаток человеческих чувств не столько пугал, сколько давал основание для его популярности и внутри страны, и за рубежом, поскольку российское общество, как, впрочем, и многие в Европе, испытывают тоску по тому, кто повел бы страну крепкой, прагматичной рукой".
Теперь постепенно становится очевидным, насколько это представление было близоруким. Почти обанкротившись в 1990 годах, Россия в экономическом плане стала удачлива, хотя за успехом стояла не какая-то система, а, в первую очередь, постоянно растущая потребность Запада в нефти и газе и растущие энерготарифы. Тем временем правительство форсировало концентрацию власти в экономике и политике, говорится далее в статье. "И если сейчас президент Дмитрий Медведев хочет изгнать верных путинцев из госконцернов, то это означает, что он осознал проблему, но далеко еще не разработал рецепт успеха. Для смены системы ему просто не подходит данное время, потому что общие экономические условия катастрофичны, а базис его власти слишком тонок".
Россия демонстрирует другим мировым державам, что концентрация власти автоматически ведет к стагнации, полагает Вольфганг Бём.
Перед лицом тревожного положения в России для Европы встает вопрос, стоит ли ей и дальше набиваться в друзья своему важнейшему поставщику газа или лучше сделать ставку на смену системы. "Руководство России давно отвергло тесное партнерство с Европейским союзом, предпочтя вместо этого экономический шантаж. Программы, направленные на более широкое экономическое сотрудничество за пределами энергетики, предлагались Евросоюзом, но потерпели фиаско в столкновении с коррупцией и политическим вмешательством с российской стороны", - пишет автор статьи.
По соображениям безопасности и экономики Европа должна быть заинтересована в стабильной России. Но она окажет себе медвежью услугу, если будет способствовать искусственному продлению нынешней концентрации власти в Москве вопреки очевидным признакам эрозии, говорится в заключение.