Прошлым летом, когда российское государство начало судебную кампанию против нефтяного магната Михаила Ходорковского, многие союзники и противники правительства увидели в этом деле отпечатки пальцев загадочного кремлевского функционера Игоря Сечина.
Бывший агент КГБ, последовавший за Путиным в Москву, Сечин возглавил сильную кремлевскую фракцию, которую, по сведениям источников в Кремле, возмущало неуважение Ходорковского к власти. Например, клан Сечина рассвирепел, когда Ходорковский публично дал понять, что сделка с участием государственной нефтяной компании "Роснефть" является коррумпированной схемой для обогащения могущественных членов близкого окружения.
Год спустя Ходорковский сидит в тюрьме, ожидая результатов суда по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов, а государство собирается расчленить его компанию ЮКОС, крупнейшего в России производителя нефти. Среди тех, кто готов урвать свой кусок на устроенной государством распродаже, есть и обиженный конкурент - компания "Роснефть". Президентом "Роснефти" уже две недели является Игорь Сечин.
Союзники Путина называют его наступление на Ходорковского разгромом олигархов, которые в мгновение ока разбогатели во время приватизации (нередко нечестной) государственных активов в 90-е годы. Но в действительности атаку могло организовать и новое поколение олигархов, лояльных к Путину, считают аналитики, политики, бизнесмены и бывшие функционеры.
Сегодня, когда нефть заменила военную мощь в качестве источника российского могущества, Путин использует ее, чтобы заявить о себе на мировой арене, а дома "назначить" победителей и побежденных, утверждают источники.
"Поначалу, когда все начиналось, казалось, что это личный конфликт между Путиным и Ходорковским, - заявил в интервью Владимир Милов, который был заместителем министра энергетики при Путине до 2002 года. - Сегодня представляется, что это связано с попытками перераспределить собственность, приватизированную в 90-е годы".
"Есть две группы олигархов, старая и новая, - заявил на прошлой неделе Михаил Делягин, экономический советник первого путинского премьер-министра. - Новые олигархи победили старых", и дело ЮКОСа ведется "исключительно ради того, чтобы отобрать ресурсы у одной группы олигархов и отдать другой группе".
"Это будет такая же приватизация "для своих", как и в 90-е годы, - добавил Делягин. - Единственное различие состоит в том, что в 90-е годы приватизировали государственную собственность, а сейчас будет приватизировать бывшую государственную, а ныне частную собственность".
Значение нефти растет
Путин реструктурирует российскую нефтяную отрасль в момент, когда он вернул стране положение крупного международного игрока.
В июле, по правительственным данным, объемы добычи нефти выросли с 6 млн баррелей в день до нового постсоветского рекорда в 9,3 млн баррелей. Сегодня Россия борется с Саудовской Аравией за звание крупнейшего мирового производителя. Ее значение на мировых рынках стало очевидным на прошлой неделе, когда из-за проблем ЮКОСа цены на нефть достигли рекордного уровня.
Могущество нефтяного насоса увеличило влиятельность Путина за границей.
Китай и Япония пытаются перещеголять друг друга в борьбе за российскую нефть, а Путин размышляет, где построить нефтепровод, стоящий миллиарды долларов, для поставок одному из азиатских гигантов. США уговаривают Путина построить новый терминал в Мурманске, чтобы морем доставлять нефть американским компаниям, но пока тщетно.
Похоже, Путин хочет сначала укрепить власть в нефтяной отрасли. Российские чиновники подчеркивают, что Саудовская Аравия и другие крупные экспортеры сохраняют государственный контроль в нефтяной промышленности, а Россия распродала свою в 90-е годы. Сегодня государство контролирует 7% нефтяной отрасли. Если правительство, как планируется, отберет у ЮКОСа за налоговые долги его главное производственное подразделение и продаст его такой государственной компании, как "Роснефть", то принадлежащая государству доля производства вырастет до 18%.
"Роснефть" - не единственный возможный получатель благ. Другими претендентами являются контролируемая государством газовая монополия "Газпром" и частная компания "Сургутнефтегаз", которой руководит ветеран советской нефтяной промышленности, лояльный государству. Но назначение Сечина президентом "Роснефти" подтвердило, что именно эта компания является фаворитом.
"Тот факт, что "Роснефть" заполучила столь влиятельную фигуру, означает, что "Роснефть" будет играть более важную роль в политике и экономике. Это сигнал", - заявил Сергей Марков, политический консультант, работающий с Кремлем.
Повышение налогов стала еще одним свидетельством вторжения Путина в нефтяной сектор. В последние месяцы правительство ликвидировало лазейки в законодательстве, которыми пользовался ЮКОС, и повысило ставку налога на производство. На прошлой неделе оно провело через парламент новое повышение производственных налогов и одобрило повышение экспортных пошлин на нефть. Кроме ттого, Путин лишает губернаторов рычагов влияния на энергетические ресурсы в их провинциях, благодаря новому плану регулирования экономической деятельности, утвержденному парламентом на прошлой неделе.
Путин приручил частные нефтяные компании, сделав ЮКОС показательным примером. Налоговая служба предъявила ЮКОСу налоговые претензии почти на 7 млрд. долларов за использование существовавших налоговых лазеек. "Сибнефть" - нефтяная компания, контролируемая олигархом, у которого хорошие отношения с Кремлем - использовала те же уловки, но не подверглась аналогичным санкциям. По сути, государственные аудиторы, инспектировавшие "Сибнефть" в июле, признали эти способы минимизации налогов законными.
Главный конкурент ЮКОСа "Лукойл" добровольно заплатил 200 млн. долларов, компенсируя использование налоговых лазеек, не дожидаясь от правительства
налоговых претензий, и союзники Путина поставили компанию в пример другим. "То, что направлено на минимизацию налогов, не является незаконным", - сказал Леонид Федун, вице-президент и совладелец "Лукойла". "Подобные штуки существуют почти во всех налоговых кодексах, во всех странах. Но мы решили отказаться от всех схем по минимизации налогов".
В интервью Федун не отрицал, что "Лукойл" является дружественной Кремлю компанией. "То, что сегодня доминирует государство, мы считаем положительным фактом, - сказал он. - Нефть является стратегическим продуктом, и государство, конечно, должно участвовать, потому что нефть - основа экономики".
Иностранные фирмы смотрят вперед
Ведя наступление на ЮКОС, Путин пытается убедить иностранных инвесторов в том, что он не хочет национализировать нефтяную отрасль. В июле он встретился с президентом ConocoPhillips Джеймсом Малвой в тот самый день, когда правительство объявило, что продаст остающиеся у него 7,59% акций "Лукойла". На прошлой неделе стартовая цена составляла 1,26 млрд долларов, и многие считают ConocoPhillips фаворитом государства.
Другие иностранные компании с тревогой следят за злоключениями ЮКОСа, не находя инвестиции в Россию безопасными, но в то же время не желая отказываться от самых богатых в мире нефтяных запасов.
"Есть ли опасения по поводу ЮКОСа? Конечно, - заявил президент нефтяной компании ТНК-BP Роберт Дадли. - Но ситуация с ЮКОСом является особым стечением обстоятельств и не влияет на наше намерение вести бизнес".
ТНК-BP была создана в прошлом году как совместное предприятие с равным участием, в которое BP вложила 7,5 млрд. долларов, что стало крупнейшей иностранной инвестицией в российской истории. Россия нуждается в иностранном капитале для разработки новых месторождений, но Дадли и другие руководители нефтяной отрасли опасаются, что дело ЮКОСа затормозит приток новых инвестиций.
"Оно не расхолодило BP", - заявил Дадли. - Как вы видите, мы намерены и дальше ежегодно инвестировать крупные суммы через ТНК-BP. Но для крупных долгосрочных капиталовложений необходимо завоевать доверие инвесторов, и время покажет, не расхолодит ли их дело ЮКОСа".
Другие сомневаются, что иностранные инвесторы захотят пойти на риск. "Откуда нам знать, что будет дальше? - спросил Стивен О'Салливан, аналитик московской брокерской фирмы United Financial Group. - Не начнется ли наступление на кого-то еще?"
Милов, который сегодня возглавляет некоммерческий Институт энергетической политики, говорит, что дело ЮКОСа ставит под угрозу выздоровление России.
"Это очень опасно для российской экономики, - заявил он. - ЮКОС был одним из лидеров реформирования России. Люди, возглавляющие атаку на ЮКОС, наверное, не понимают, что они творят с нефтяной отраслью и экономикой в целом, а если понимают, то их это не волнует".
b>"Эффект ЮКОСа"
Инвестиционная фирма "Тройка Диалог" заявила, что после дела ЮКОСа в стране появится "народная нефть". На прошлой неделе она представила прогноз, согласно которому в отрасли "снизится показатель цена-эффективность, увеличится налогообложение, она станет менее прозрачной для миноритарных акционеров". В докладе говорится, что в долгосрочной перспективе рост добычи нефти в России снизится на 3% из-за "эффекта ЮКОСа".
Рост российской отрасли произошел благодаря частному сектору. Объем производства трех крупнейших частных компаний в 1998-2003 годах вырос на 90%, тогда как в государственных компаниях рост был незначительным, говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития. На долю частных нефтяных компаний приходится до четверти недавнего экономического роста в России, отмечается в докладе.
У нового президента "Роснефти" нет опыта. 43-летний Сечин изучал французский и португальский языки в Ленинградском государственном университете, и российские СМИ сообщают, что он был завербован КГБ. Он побывал в Африке в качестве переводчика советской компании, экспортировавшей оборудование, а по возвращении работал в правительстве Ленинграда. В 1991 он стал помощником Путина, который тогда был чиновником городского уровня, и "поднимался" вслед за своим боссом.
Будучи заместителем главы кремлевской администрации, Сечин редко появляется на публике и не дает интервью. Вместе с другим заместителем, Виктором Ивановым (еще одним выходцем из КГБ), он возглавляет клан силовиков. Он тесно связан с прокурорами, преследующими Ходорковского. По сообщениям, в прошлом году дочь Сечина вышла замуж за сына генерального прокурора Владимира Устинова.
Возвышение силовиков внушает страх. Когда канал НТВ спросил председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Вольского, кто, по его мнению, стоит за наступлением на ЮКОС, он отказался ответить. "Я теперь боюсь называть имена, - сказал он. - Просто боюсь. В конце концов, у меня шесть внуков и я хочу, чтобы они были живы".