Для нас секс, возможно, и не связан с огромным напряжением, но, похоже, что, по крайней мере, у водорослей секс эволюционировал как реакция на стрессовые условия.
Аврора Неделку из Университета Нью-Брунсвика в Фредериктоне в Канаде доказала, что секс у водорослей Volvox carteri - это реакция на окислительный стресс - ущерб, причиняемый химически активными содержащими кислород веществами. В ходе своего последнего исследования она сравнила соответствующие гены у Volvox carteri с генами одноклеточного родственника Chlamydomonas reinhardtii. В ходе сравнения вскрылись эволюционные связи между этими двумя видами.
Секс у Volvox carteri провоцируется тепловым стрессом, а у Chlamydomonas reinhardtii катализатором становится нехватка азота. Сравнение Неделку показало, что ген секса у Volvox carteri имеет последовательность, сходную со структурой гена секса у Chlamydomonas reinhardtii, которая включается, когда водоросль переживает азотный стресс. Это, утверждает исследовательница, означает, что гены эволюционно связаны между собой, и, значит, секс у Volvox carteri эволюционировал из единой реакции на стресс. Секс - это полезная реакция на стресс, потому что порождение новых комбинаций генов может позволить водоросли адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.