В пятницу внимание всех западных СМИ приковано к событиям в Великобритании, где раскрыт масштабный террористический заговор. Планировались взрывы десятка пассажирских самолетов, вылетавших из британских аэропортов.
Газета The Times отмечает, что заговор был беспрецедентным по масштабам, но при этом ужасающе знакомым, со всеми характерными приметами руки "Аль-Каиды": сложный, амбициозный, координированный и совершенно безжалостный.
MI-5 выстраивала детальную картину заговора в течение нескольких месяцев, но угроза катастрофически нарастала: заговорщики, вероятно, получили возможность осуществить теракт в считанные дни. Была даже установлена возможная дата - 22 августа, священный день в исламском календаре, который как раз годится для начала Армагеддона.
Первоначально террористы планировали взорвать в воздушном пространстве как минимум пять американских самолетов, направляющихся в города США. Предположительно, террористы-смертники планировали действовать в одиночку, формируя ячейки по четыре-пять человек. Вместо того чтобы взорвать бомбы одновременно, как стало известно правительственному комитету, террористы собирались взрывать их в шахматном порядке, чтобы вызвать максимальную панику и наибольшее количество жертв.
Общее число погибших во время терактов 11 сентября 2001 года в США достигло 2749 человек. Источники из органов безопасности сообщили газете, что террористический заговор в Великобритании мог привести к гибели нескольких тысяч человек в воздухе и, возможно, на земле.
Террористические ячейки находились под наблюдением с декабря, но ночью в среду были получены разведданные, вызвавшие полномасштабную тревогу. Правительственный комитет по чрезвычайным ситуациям узнал, что террористы получили возможность собрать бомбы. Решение было принято немедленно. "Было слишком рискованно продолжать операцию по наблюдению, - сказал один из источников. - Раскрытая информация была крайне тревожной".
К 2:00 часам тревога достигла максимального, критического уровня, и аэропорты получили новые рекомендации по безопасности. К этому времени полиция начала производить аресты в Лондоне, Бирмингеме и Хай Уикомби.
Министр национальной безопасности США Майкл Чертофф сказал, что британский террористический заговор "действительно был близок к стадии осуществления". Для британских и американских специалистов по управлению кризисными ситуациями день 22 августа значит многое. В этом году он соответствует в исламском календаре дате, когда Мухаммед перенесся в Иерусалим на крылатом коне Аль-Бураке. Эксперт по Ближнему Востоку Бернард Люис пишет: "Это вполне могло бы стать датой для апокалиптического конца Израиля и, если потребуется, всего мира".
В другой статье The Times пишет о помощи американских спецслужб в раскрытии террористического заговора.
Ночь на четверг была для министра внутренней безопасности США Майкла Чертоффа длинной и тревожной. Пугающие донесения разведки возникают постоянно, но эта террористическая операция подошла так близко к исполнению, что заставила волноваться даже обычно уравновешенного Чертоффа. "Меня редко что трогает, - сказал он конгрессмену Питеру Кингу, республиканцу, возглавляющему в палате представителей комитет по внутренней безопасности, в телефонном разговоре поздним вечером среды, - но это меня действительно проняло".
За ночь в Британии было арестовано 24 человека, а пятеро, утверждает высокопоставленный американский чиновник, которого проинформировали о заговоре, до сих пор остаются на свободе. Они планировали пронести жидкую взрывчатку на базе TATP (триперекиси триацетона) и детонаторы в девять самолетов четырех авиакомпаний - British Airways, Continental, United и American - выполняющих прямые рейсы из Британии в США, и взорвать их в воздухе. По оценкам разведки, погибли бы около 2,7 тысяч человек.
Чтобы не сорвать британскую облаву, Чертоффу пришлось ждать первых часов четверга, когда завершились лондонские аресты, чтобы уведомить американские аэропорты об угрозе, утверждают высокопоставленные чиновники министерства. Когда стало ясно, что аресты завершатся к 1:00 по вашингтонскому времени, Чертофф провел селекторное совещание с Консультативным комитетом по внутренней безопасности, чтобы утвердить изменение уровня угрозы. Затем последовали звонки в авиакомпании, фирмы авиационной безопасности, профсоюзы, затронутые изменением, а также конгрессменам.
Хотя заговор имеет все отличительные признаки операции "Аль-Каиды", американские чиновники предупредили, что пока нет свидетельств прямой связи между заговорщиками и высшим руководством этой организации. "Мы не уверены, что эта конкретная операция связана с цепочкой командования "Аль-Каиды", - сказал журналистам в четверг днем глава разведки министерства внутренней безопасности Чарльз Аллен. По поводу того, был ли теракт приурочен к пятой годовщине 11 сентября, Аллен заявил, что, по его мнению, теракт был бы совершен сразу по завершении подготовки. "Я давно уже думаю, что заговорщики или планировщики терактов действуют, когда все у них в руках, - сказал Аллен. - У нас нет свидетельств того, что теракт был приурочен к знаменательной дате или мероприятию".
Немецкое издание Der Tagesspiegel пишет о новых мерах безопасности в аэропортах и делает вывод о том, что авиаперевозчикам придется найти компромисс между безопасностью и комфортом пассажиров.
Рентгеновские установки для ручной клади, считающейся наиболее критичной, в последние годы постоянно совершенствовались. Цветные дисплеи позволяют обнаружить оружие, а также твердые взрывчатые вещества. Тем не менее возникают пограничные ситуации. Технические устройства, например портативные компьютеры или мобильные телефоны, содержат множество электронных элементов, которые не всегда можно однозначно идентифицировать. Если у проверяющего возникает сомнение, подозрительный предмет проходит проверку на дополнительном детекторе, который реагирует на пары известных взрывчатых средств.
В принципе, при помощи современных детекторов выявить жидкие взрывчатые вещества не труднее, чем твердые. Однако лишь при условии, если жидкость перевозится не в абсолютно герметичном контейнере. Для обнаружения взрывчатого вещества достаточно самых незначительных следов на контейнере или в окружающем воздухе. С подозрительных предметов можно сделать смыв и подвергнуть его анализу на масс-спектрометре. После терактов 11 сентября 2001 года, в особенности на американских рейсах, и так длительная процедура проверки стала еще более продолжительной.
Использование всех возможностей для контроля, скорее всего, парализует мировое воздушное сообщение. Поэтому меры безопасности всегда сочетали в себе технические методы и индивидуальную оценку возможной угрозы. Решающее значение имеет распознавание опасности до того, как она проникнет в аэропорт, говорят эксперты. Совет, к которому сейчас прислушались в Англии.
Первая реакция британских должностных лиц - введение запрета на пронос в салон самолета любой ручной клади - понятна. Однако это не долгосрочное решение. Растущий удельный вес на рынке дешевых авиаперевозчиков, которые требуют деньги даже за чашку кофе или стакан лимонада, привел в последние годы к тому, что пассажиры стали брать с собой на борт собственные напитки. Тем не менее, возможно, что в дальнейшем будет запрещено проносить в салон любую жидкость, как уже сейчас - ножницы и пилочки для ногтей. Но положение с электронными устройствами иное. Все больше бизнесменов предпочитают работать в самолете. Доступ в интернет в бизнес-классе для многих из них является решающим фактором при выборе способа передвижения. Кроме того, скоро появятся технические возможности для разговоров в самолете по мобильному телефону. Выходит, что и в будущем без компромиссов не обойтись, считает издание.
Другое немецкое издание, Frankfurter Allgemeine в статье "Ярость, направленная против Запада" вспоминает прежние подобные планы террористов.
В середине 1990-х Рамзи Юсеф планировал организовать крушение одновременно дюжины западных пассажирских самолетов, направлявшихся из Америки в Азию. Однако 11 декабря 1994 года был осуществлен только небольшой взрыв, унесший жизнь пассажира самолета авиакомпании Philippine Airlines. Скорее всего, это было своего рода пробой, предвестником того, что удалось предотвратить британским спецслужбам в четверг: при этом на смену пришла жидкая взрывчатка на базе нитроглицерина.
То, что террористы попытаются осуществить задуманное еще раз, является, по мнению эксперта по терроризму Пола Уилкинсона из университета св. Эндрю, вполне объяснимым: "Это очень амбициозный план. В такого рода сенсационных и смертоносных атаках террористическая сеть "Аль-Каида" всегда была заинтересована. Я бы очень удивился, если бы "Аль-Каида" оказалась не замешанной в этом".
Итальянская La Stampa публикует интервью с Джозефом Питерсом, президентом Msgi Security Solutions. Ранее он работал в Белом доме в качестве эксперта, обеспечивавшего связь между министерством внутренних дел и управлением по борьбе с наркотрафиком. В настоящее время Питерс возглавляет предприятие, поставляющее технологии для обеспечения безопасности.
"Жидкие взрывчатые вещества можно изготовить даже из того, что хранится в шкафчиках ванных комнат. Технологии по их идентификации существуют, но пока их не начнут применять в каждодневной практике, нам придется подвергаться жестким проверкам", - сказал эксперт.
Он считает, что жидкую взрывчатку приготовить легко. "Составляющие покупаются в супермаркете, в аптеке или в хозяйственном магазине. Приведу простой пример: ацетон, который женщины используют для снятия лака, подойдет для этих целей", - заявил Питерс.
Он также отметил, что "некоторые жидкие взрывчатые вещества взрываются лишь в ходе химической реакции при смешивании веществ. Для других необходим детонатор, в качестве которого может использоваться сотовый телефон, i-Pod или другие очень распространенные аппараты на батарейках".
"Существуют также высокотоксичные химические вещества, которые можно пронести на борт самолета с такой же легкостью. Взрыва самолета не произойдет, но они могут нанести ущерб его конструкциям или отравить экипаж, что приведет к катастрофе", - заметил специалист.
Журнал Time в статье "Новый способ выявления жидких взрывчатых веществ" пишет: чтобы защититься от терактов в будущем, скоро аэропортам потребуются новые устройства для выявления спрятанных взрывчатых веществ.
Организаторы предотвращенного террористического акта в Великобритании пытались воспользоваться слабыми местами в мерах безопасности в аэропортах - помочь залатать эти дыры может новая технология. В последние месяцы Управление транспортной безопасности США приступило к испытанию нового инструмента для выявления взрывоопасных материалов, сообщили Time источники в индустрии безопасности.
Устройство FirstDefender (компании Ahura) - это ручная система выявления химических веществ размером с книгу. ФБР, Таможенно-иммиграционное управление и министерство внутренней безопасности уже начали использовать прибор для выявления и идентификации опасных веществ, однако система еще не введена в эксплуатацию в аэропортах. Недавно Управление транспортной безопасности установило два аппарата по выявлению взрывчатых веществ стоимостью 160 тысяч долларов в аэропорту Мидуэй в Чикаго, однако они не предназначены для идентификации жидкостей, находящихся в закрытых емкостях.
Прибор FirstDefender, стоимостью 30 тысяч долларов, в эксплуатацию еще не введен, но Управление подтвердило, что испытания идут. "Портам таможенной обработки нужна технология для выявления опасных веществ в контейнерах", - подчеркнул глава компании Ahura Дов Ках.
Другие аппараты, используемые для выявления и опознавания жидкостей, имеют настолько крупные размеры, что обычно имеются только в лабораториях. Однако, учитывая портативность нового прибора, который весит всего 1,6 кг, Управление транспортной безопасности сможет быстро распространить его в аэропортах по всей территории США. Этот прибор насколько прост в применении, что уже после нескольких часов тренировки операторы системы проверки багажа и сотрудники безопасности смогут выявлять подозрительные материалы.
Последняя версия FirstDefender в состоянии идентифицировать 2500 жидких и твердых веществ. Водонепроницаемый и противоударный прибор уже применялся группами по выявлению опасных материалов в Нью-Йорке и Вашингтоне и в военных операциях, и сейчас Ahura планирует разработать еще более компактную версию размером с мобильный телефон.