Биржи научились мириться с риском, а не разбегаться при звуке пугающих новостей. Это как стихийное бедствие
Приглушенная реакция Уолл-Стрит на предотвращенный трансатлантический террористический заговор в Лондоне может служить иллюстрацией перемен в том, как инвесторы воспринимают угрозы такого рода и реагируют на них.
"Сегодня терроризм, пожалуй, является частью общего фона, на котором надо делать бизнес и жить в нашем мире, - говорит Патрик Дорси, возглавляющий направление анализа акций в чикагской исследовательской фирме Morningstar Inc. - В каком-то смысле эти угрозы сегодня похожи на стихийные бедствия. Люди не знают об их приближении, но понимают, что в какой-то момент они случатся".
Американские инвесторы проснулись под сообщения о том, что британские власти разрушили (террористический) план. В то время как европейские рынки упали к концу дня, в США на протяжении часов продажи затормозились. Но к концу биржевой сессии американские индексы в целом были в плюсе.
Для сравнения отметим: когда биржи открылись 17 сентября 2001 года, после терактов 11 сентября, индексы Dow Jones Industrial Average и Nasdaq Composite упали примерно на 7%.
В последние годы некоторые финансовые менеджеры отмечают, что массированные продажи после 11 сентября 2001 года давали возможность выгодного приобретения. Действительно, через полгода после 11 сентября индекс Dow industrials поднялся более чем на 18%.
Но времена крупных, масштабных падений и резких скачков, скорее всего, кончаются. С приближением пятой годовщины терактов против Всемирного торгового центра и Пентагона вчерашняя реакция, равно как реакция на недавние взрывы в Лондоне, Мадриде и Бомбее, показывает, что инвесторы все больше привыкают к террористической угрозе.
Понятно, что есть важные различия между вчерашним заговором в Лондоне - террористы планировали взорвать несколько самолетов в воздухе между Британией и США, используя взрывчатку, пронесенную в ручной клади, - и терактами 11 сентября 2001 года. Лондонские заговорщики не добились успеха. Они также не сорвали торги на Нью-Йоркской бирже на несколько дней.
Хотя раскрытый в Британии заговор, как и теракты 11 сентября, был связан с самолетами и частично направлен против американских граждан, многие сектора, по которым традиционно наносит удар самолетный терроризм, пострадали не так сильно, как можно было ожидать.
Индекс Dow Jones Wilshire U.S. Airlines Index поднялся на 0,4%, тогда как на следующий день после 11 сентября он упал на 34%. Акции отелей, упавшие в среднем на 16%, когда после 11 сентября возобновились торги, ныне тоже немного подросли. Акции страховых компаний часто колеблются в результате терактов, так как "быки" покупают их в расчете на рост ставок, а все остальные продают из-за роста страховых исков. Но вчера акции страхователей имущества и от несчастных случаев вели себя в среднем так же, как и весь рынок.
"Сегодняшняя реакция биржи показывает, что люди воспринимают терроризм как нечто, с чем придется жить и чего придется ждать", - говорит Джефф Ван Харте, менеджер фонда Delaware Large Cap Growth Fund (113 млн долларов).
"Если бы я не читал сегодня новости, я смотрел бы на сегодняшнюю биржу и понятия не имел о предотвращенном заговоре, - говорит Джон Лайнехан, менеджер фонда T. Rowe Price Value Fund (4,9 млрд долларов). - Урок, извлеченный из 11 сентября, заключался в том, что это была возможность приобретения". "Люди будут осмотрительнее", прежде чем продавать, говорит он.
Тем не менее нефть вчера упала примерно на 3%, упали и некоторые энергетические акции по причине опасений, что уменьшение количества рейсов уменьшит спрос на авиационное топливо.
Этот страх может быть преувеличенным, считает менеджер покупки акций по сниженным ценам Дэвид Дреман, президент и директор по инвестициям компании Dreman Value Management из штата Нью-Джерси, в управлении которой находится более 13 млрд долларов. "Едва ли отмена 25 рейсов изменит глобальную динамику нефтяного спроса и предложения".
Акции нескольких маленьких компаний, связанных со сканированием и безопасностью, резко возросли, но Дреман и другие предупреждают инвесторов против покупки акций на основе лишь вчерашних новостей. Эта стратегия может привести к тому, что инвесторы покупают подешевевшие акции, игнорируя изъяны этих компаний.
"Я по-прежнему не хочу владеть авиакомпанией", - сказал Дреман, отметив, что вчера утром думал о покупке акций, но потом отказался от этой мысли.
Однако разрушенный заговор создает долгосрочные возможности. Если пассажиры больше не смогут пользоваться ручной кладью и им придется приезжать в аэропорт за много часов до вылета, чтобы пройти проверку, Ван Харте задается вопросом, не увеличат ли разгневанные руководители компаний спрос на оборудование для видеоконференций, чтобы избежать поездок, и плату за аренду частных самолетов, чтобы избежать очередей на проверку. Это может подсказать такие компании, как производитель коммуникационного оборудования Polycom Inc. и подразделение Berkshire Hathaway Inc., Net Jets Inc.
В долгосрочной перспективе раскрытый заговор может стать оправдывающим обстоятельством для инвесторов, которые перетасовывают свои портфели, отражая опасения по поводу замедления американской экономики.
Растущее число портфельных менеджеров увеличивает их ставки на акции крупных компаний, рост которых меньше связан с устойчивым экономическим ростом, таких как аптеки-закусочные, пивоварни, производители пищевых продуктов и фирмы налоговых адвокатов.
"Люди, думающие о том, чтобы выбраться из экономически чувствительных фирм, теперь будут действовать быстрее", - говорит Милтон Эзрати, главный экономист фонда Lord Abbett Funds в Джерси.