Вмешавшись в южноосетинский конфликт, Москва вынудила грузинские войска оставить мятежную республику. Российская авиация нанесла бомбовые удары по территории Грузии, и стороны заговорили о полномасштабной войне. Президент Михаил Саакашвили обвиняет в развязывании боевых действий Кремль и утверждает, что на кону оказалось "будущее свободы в Европе". Некоторые иностранные аналитики считают, что Саакашвили сам спровоцировал конфликт, но переоценил свои силы - в военном противостоянии с могущественным соседом Грузия неизбежно проиграет. Западные политики призывают к перемирию, однако реальных инструментов для давления на Россию у них нет, отмечает пресса.
Кто бы ни был виновником начала нынешних военных действий, Россия заинтересована в том, чтобы препятствовать разрешению конфликта, указывает французская Le Monde. Отвлекающие маневры в Осетии обеспечивают ей средство политического и военного давления на Грузию, а также позволяют помешать вступлению Грузии в НАТО.
Страны Запада, со своей стороны, демонстрируют бессилие. Они не в состоянии открыто призвать грузин уступить российскому давлению, и в то же время никак не могут повлиять на Россию, которая напоминает им о косовском прецеденте. И если однажды им придется выбирать между Москвой и Тбилиси, нетрудно представить, на чью сторону они встанут. Именно поэтому если не соображения нравственности, то здравый смысл должен заставить грузин не провоцировать русских и не отвечать на их провокации, полагает издание.
После того как Саакашвили принял "трагическое и ошибочное" решение вторгнуться в Южную Осетию, хрупкое равновесие на Кавказе разлетелось вдребезги, пишет испанская El Pais. Грузинскому лидеру не следовало вершить правосудие собственноручно: применение силы в отношении Осетии не только не оправдано, но еще и является политической ошибкой, которой попытается воспользоваться Владимир Путин.
Премьер-министр поспешно вернулся из Пекина для наблюдения за военными операциями с территории Северной Осетии. Он напомнил, что он все еще является лидером России и готов применить те же "кардинальные" методы, что и в Чечне. Жесткой атакой на Грузию Путин хочет одновременно показать, что статус России как великой державы не подлежит обсуждению и что она не потерпит изменений против ее воли в региональном статус-кво.
Членство России в Совете Безопасности практически лишает ООН возможности остановить войну, констатирует El Pais. Москва непременно добьется военной победы, выгодной ее режиму - вчера она проигнорировала предложение Грузии о переговорах после объявления о прекращении огня. По мнению газеты, международное сообщество должно напомнить российскому премьер-министру, что его политические интересы нельзя ставить превыше правил, даже если Саакашвили ранее эти правила нарушил. Иначе, если этого не сделать, Россия в будущем может поддаться гораздо более опасным искушениям.
Что именно случилось в Южной Осетии на прошлой неделе, неясно, констатируют отставные американские дипломаты Рональд Асмус и Ричард Холбрук на страницах The Washington Post. Тем не менее, авторы статьи уверены, что Грузия ответила на неоднократные провокационные нападения со стороны южноосетинских сепаратистов. Грузия не хотела этой войны: она полагала, что постепенно усиливает позиции в Южной Осетии, используя стратегию мягкой силы.
Но какие бы ошибки ни допустил Тбилиси, это не способно оправдать действия России. Москва вторглась на территорию соседнего государства, совершив противоправный акт агрессии, нарушающий Устав ООН и фундаментальные принципы сотрудничества и безопасности в Европе. Момент, который выбрала Москва, скорее демонстрирует, что Путин стремится свергнуть Саакашвили загодя, перед выборами в США, что позволит не начинать отношения с новым президентом с крайне враждебной ноты.
Россия, по мнению Холбрука и Асмуса, добивается смены режима в Грузии. На смену Саакашвили должен прийти президент, на которого Москве будет легче оказывать влияние. Россия стремится дать отпор демократическим изменениям у своих границ, устранить любые возможности для дальнейшего расширения НАТО или ЕС и восстановить сферу своей гегемонии, в которую должны войти соседние государства. Пытаясь уничтожить демократическую прозападную Грузию, Москва показывает: в этой части света близкие связи с Вашингтоном и Западом невыгодны.
Слабость западной дипломатии и отсутствие трансатлантического единства помешали предотвратить войну, которой можно было избежать, уверены дипломаты. Лишь мощный трансатлантический союз способен остановить эту войну и начать возмещение колоссального ущерба, который она нанесла. В противном случае нынешняя американская администрация сможет добавить еще одну проблему к растущему списку своих внешнеполитических провалов.
Грузинский президент Михаил Саакашвили в статье для The Wall Street Journal целиком возлагает вину за происходящее на Россию. По его мнению, нынешние события напоминают о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. Эту войну развязала не Грузия, и не Грузия ее выбрала, утверждает Саакашвили, войну спланировал Кремль. Нынешний конфликт начался из-за права маленьких государств жить свободно и самим определять свое будущее, и он "решает будущее свободы в Европе", указывает президент.
"Мы стремились к дружественным отношениям с Россией, - подчеркивает Саакашвили. - Мы приложили большие усилия для того, чтобы мирными средствами снова вернуть Абхазию и Южную Осетию в лоно Грузии". Но Россия, фактически контролирующая сепаратистов, ответила на эти усилия политикой откровенной аннексии. Вместо того чтобы действовать как честный посредник, Россия стала непосредственной стороной конфликтов, а теперь и перешла к открытой агрессии.
Если Грузия падет, это также будет означать поражение Запада на всей территории бывшего СССР и за ее пределами, утверждает Саакашвили. Лидеры соседних государств - будь то Украина, другие государства Кавказа или Центральной Азии - будут вынуждены задуматься, не слишком ли высока цена свободы и независимости, завершает статью грузинский президент.
Немецкая Die Welt, указывает, что Саакашвили сам решил разделаться с "замороженными конфликтами" огнем. Русские ответили ему военными мерами. Лидер "революции роз" сделал слишком высокие ставки, и его проигрыш поэтому был очень большим. В дипломатическом плане и при проявлении недюжинного терпения у него в схватке с Россией еще есть шансы, признает издание, но вот в военном плане он однозначно проиграет. Шансы его страны на то, чтобы однажды действительно стать частью западной системы, на глазах превращаются в груду развалин.
Конфликт в Южной Осетии - это не просто очередная небольшая этническая ссора, и он недолго может оставаться локальным, уверена The Times. Прежде чем кто-то найдет Цхинвали на карте, кризис превратится в полномасштабный. В такие времена важно, чтобы все вздохнули поглубже и сдержались. На кону стоит многое. Эта война может не только еще больше дестабилизировать Кавказ, но и усугубить и без того напряженные отношения между Россией, Европой и Соединенными Штатами.
Россия настроена решительно и активно поддерживает сепаратистов в Южной Осетии и другом сепаратистском регионе, Абхазии. Складывается впечатление, что Москва просчитала, что может дестабилизировать Грузию с помощью такого конфликта, тогда как США в этой ситуации не способны практически ни на что. Военная интервенция Москвы будет иметь двоякую цель: с одной стороны, она дестабилизирует ситуацию в Грузии, которая лишится возможности вступить в НАТО, а с другой - покажет Западу, что он зашел слишком далеко, расширяя свое влияние. Однако Москва играет с огнем, предупреждает The Times: подобная стратегия может выйти из-под контроля.
Также по теме:
CША не придут на помощь Грузии, боясь осложнений с Россией (Обзор прессы)
К чему стремится Россия (Обзор прессы)
Точка невозврата в Южной Осетии (Обзор прессы)
Крошечная Осетия грозит большими бедами (Обзор прессы)