Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 августа 2008 г.

Марк Чэмпион | The Wall Street Journal

Боевые действия поднимают ставки для осаждаемого союзника США

Возможно, цель российской агрессии в том, чтобы добиться смещения президента

В воскресенье на рассвете, после ночи без сна, президент Грузии Михаил Саакашвили отдал приказ об отступлении грузинских войск перед лицом энергичной атаки России. Поступали сообщения, что с российских военных кораблей на побережье Черного моря высадились дополнительные силы.

"Я размышлял о том, что к Южной Осетии дело теперь вовсе не сводится - речь идет о спасении Грузии как государства", - сказал Саакашвили в телефонном интервью ночью в воскресенье. По словам его помощников, лицо у него было бледное.

Саакашвили почти пять лет играл с российским медведем в покер на высокие ставки в масштабе, на который не осмеливался ни один другой региональный лидер. Теперь же Саакашвили, непреклонный союзник США, по-видимому, оказался в тяжелом положении, и с его лица исчезло бесстрастное выражение профессионального игрока в покер.

Саакашвили сказал, что не сожалеет о своих действиях. Он отмел, назвав пропагандой, обвинения в геноциде и военных преступлениях, выдвигаемые против него Россией, а также уверял: распространенное представление о том, что он пошел на провокацию в отношении России, начав полномасштабное наступление на столицу Южной Осетии Цхинвали, не соответствует действительности.

Как только в четверг начались сильные удары по грузинским позициям, известие о приближении к региону 150 российских танков вынудило его перейти к активным действиям. "Наши военные сказали, что у нас нет другого выхода, кроме как применить дальнобойную артиллерию и двинуться вперед для разрушения моста", расположенного выше Цхинвали, сказал Саакашвили.

По словам Саакашвили, он не спал трое суток и только что собирается впервые поесть; его трапезу разделит министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, только что прилетевший в Тбилиси. Грузинский президент назвал российскую интервенцию судьбоносной ошибкой Москвы, которая восстановит против России весь регион, а также отрицал, что грузинские силы потерпели поражение. "Наша армия - самая маленькая в регионе, а Россия располагает одной из самых больших армий в мире, - сказал Саакашвили. - Мы не в силах с ними конкурировать /.../, но наши войска в очень хорошей форме".

Нападение России, которое, по словам многих грузинских официальных лиц и аналитиков, призвано, в том числе, способствовать смещению Саакашвили, объединило грузин вокруг него. Но опасность еще большего унижения и дальнейшего разрушения хрупкой грузинской экономики очевидна. В воскресенье Россия заявила, что больше не рассматривает Саакашвили как лицо, с которым может вести переговоры; это указывает, что Москва, возможно, будет требовать его отставки в качестве предварительного условия любого варианта урегулирования положения.

Саакашвили 41 год. Он юрист, получивший образование в США. Саакашвили вознесся к власти в Грузии, возглавив народную продемократическую революцию в 2004 году. Он обещал превратить свою страну - тогда почти что являвшуюся неэффективным государством - в демократию западного типа, идущую к вступлению в ЕС и НАТО. Он также обещал воссоединить Грузию с сепаратистскими областями, пользующимися поддержкой России, которых тогда насчитывалось три: Южной Осетией на севере и Абхазией и Аджарией на западе.

Эти отважные устремления сделали Саакашвили любимцем Запада. Но они же повлекли за собой его конфликт с Москвой и в особенности с тогдашним президентом Владимиром Путиным. Москва не просто была гарантом для сепаратистских областей Грузии - Путин, со своей стороны, твердо решил восстановить влияние России на ее соседей, бывшие республики СССР, и остановить расширение НАТО и ЕС на восток.

Есть много свидетельств того, что Саакашвили и Путин терпеть друг друга не могут. Саакашвили, долговязый эмоциональный здоровяк - полная противоположность Путина, коренастого, холодного как лед бывшего сотрудника КГБ. Западные дипломаты сетовали, что Саакашвили и его правительство часто провоцируют Россию.

"Послушайте, мы привели к власти в Грузии постсоветское поколение. В нашем кабинете есть министры, которым 25-27 лет - они даже не помнят Советского Союза, - говорит Саакашвили. - Должны ли они скрывать свои чувства? Неужели они должны отмалчиваться? Вот почему мы не испугались [российских] эмбарго и угроз. И как только мы покончим с этой ситуацией, не сомневаюсь, мы восстановим нашу экономику".

На счету Саакашвили есть ряд крупных достижений. На волне эйфории после "революции роз" он быстро разобрался с лидером Аджарии Асланом Абашидзе. Обошлось без кровопролития, и Абашидзе бежал в Москву. Саакашвили начал программу инвестиций в портовом городе Батуми в Аджарии, чтобы попытаться завоевать сердца сепаратистов на других территориях. В этих же целях он построил дискотеки в деревнях в окрестностях Цхинвали в Южной Осетии.

Перед лицом эндемической коррупции Саакашвили решил управиться с дорожными инспекторами, которых ненавидят в Грузии и на всей территории бывшего СССР за ежедневное вымогательство взяток у водителей - инспекторы произвольно приказывают автомобилям остановиться. Половину сотрудников дорожной инспекции - их общая численность составляла 30 тыс. человек - Саакашвили уволил, а другой половине поднял зарплату в 10 раз и велел им нести службу в патрульных автомобилях.

Этот решительный шаг характерен для Саакашвили. Президент ввел фиксированные налоговые ставки и начал принимать меры к сбору налогов. Он оказал давление на бизнесменов, которые нажились на коррупции прежнего режима - поставил их перед выбором: либо договоренность об уплате налогов за прошлые годы, либо тюрьма. Много лет Грузия страдала от дефицита электричества для освещения, но благодаря Саакашвили город Тбилиси засиял, точно кричаще-яркая рождественская елка.

Однако авторитарный и порой импульсивный стиль правления Саакашвили начал вызывать беспокойство. Саакашвили быстро навлек на себя недовольство Москвы, восхваляя Грузию как образец эффективной демократии и рыночной экономики на пространстве бывшего СССР. Он славословил Грузию как коридор для доставки природного газа и нефти из Азербайджана и Центральной Азии в Европу, бросая вызов российской монополии на транспортировку. Он открыл в Тбилиси музей советского гнета.

"Странное дело, - размышлял в то время Саакашвили, - Россия считает нас чем-то вроде авангарда во всемирном заговоре ЦРУ и западного мира против ее величия".

В 2004 году Саакашвили попытался организовать в Южной Осетии повторение своего успеха в Аджарии. После нескольких дней стычек грузинские войска отступили.

После этого Россия наложила на Грузию череду торговых эмбарго и подвергла ее другим карам, запретив продажу вин, минеральных вод и другой продукции. Всякий раз Саакашвили отмахивался от этих нападок и говорил, что они помогут укоренить грузинскую экономику на Западе.

Однако на прошлой неделе Россия сняла перчатки.

Утром в воскресенье Саакашвили сказал, что думает еще и о Финляндии. "Я прочел все книги о том, как Финляндия вела такую же войну в 1939 году", - сказал он. Финляндия много месяцев героически сопротивлялась намного превосходящим силам Красной армии и в итоге вынудила Иосифа Сталина заключить с ней соглашение.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru