Французско-иранский режиссер Мернуш Солюки, недавно освобожденная из тегеранской тюрьмы "Эвин", где она провела около двух лет, рассказала о заключении в одиночной камере. "Это не Гуантанамо, - вспоминает она, - но мне казалось, что это самая большая в мире тюрьма для журналисток, активисток общественных движений, студентов".
Еженощно ей доводилось слышать женские крики за стеной и звуки, характерные для побоев. Стража на ее вопросы поясняла: там находятся женщины, которые "угрожали национальной безопасности" Ирана.
Сама Солюки, студентка режиссерского факультета в Университете Квебека, была арестована в феврале 2007 года. По ее словам, заточение в тюрьме "Эвин" сродни "попаданию в могилу". Как отмечает издание, ее задержали за то, что во время съемок собственного документального фильма о похоронных традициях в Иране она стала задавать слишком много вопросов о кладбище Хараван на окраине столицы страны Тегерана. Считается, что там захоронены тела противников режима, уничтоженных в конце 80-х годов прошлого столетия.
По мнению Мернуш Солюки, именно ее двойное гражданство и международная кампания в ее защиту помогли ей выйти на свободу и выехать из Ирана. В то же время сотни иранских женщин остаются в заточении, ежедневно подвергают пыткам и изнасилованиям. Издание пишет, что иранские власти заметно смягчили отношение к иностранцам и лицам с двойным гражданством после реакции мировой общественности на гибель канадско-иранской фотожурналистки Захры Каземи, замученной до смерти в заключении.