Журналистка The Washington Post Сара Маркус отправилась в Церовани - крупнейшее из 36 поселений грузинских беженцев, покинувших свои села на территории Южной Осетии после конфликта 2008 года. В прошлом году Тбилиси удалось, в частности благодаря международной гуманитарной помощи, до наступления зимних холодов обеспечить почти 30 тысяч человек жильем, впрочем, теперь, год спустя, отчетливо обнажились и минусы: городки развернуты вдали от крупных городов, а значит, и от рабочих мест, пособий в размере 16 долларов в месяц явно недостаточно, к тому же с перебоями работают водопровод и канализация.
В минувшие выходные Грузия отметила церемониями и речами годовщину войны, однако вынужденные переселенцы по-прежнему едва выживают, пишет Маркус: они безуспешно ищут работу, собираются в ожидании гуманитарной помощи и вспоминают о жизни до этого конфликта. Многие занимались фермерством в Южной Осетии и Ахалгори (Ленингори), а сейчас еле сводят концы с концами. Автор поясняет, что ранее контролировавшийся Грузией район Ахалгори после войны был занят российскими войсками. В ответ на протесты Москва указала на то, что признание независимости Южной Осетии отменило условия перемирия: Цхинвали считает Ленингори частью своей территории, поэтому Россия может там размещать войска.
Жизнь в Церовани, продолжает Маркус, в сравнении с другими поселками для беженцев не такая уж тяжелая - в домах не сыро, есть водопровод и канализация. К примеру, в соседнем поселении Шавшеби местная жительница жалуется: "У нас нет денег. Вода в кранах слишком грязная для питья, поэтому мужчинам приходится доставлять чистую воду из соседней деревни".
Официальный Цхинвали дал понять, что уехавшим грузинам будут не рады в Южной Осетии. Тем не менее, замечает издание, порядка 6800 беженцев из района Ахалгори (Ленингори) получили разрешение вернуться в свои дома, впрочем, большинство из них слишком напугано, чтобы ехать туда на длительный срок.
В субботу, выступая перед российскими войсками в соседнем регионе, президент Дмитрий Медведев отметил, что Москва никогда не отменит свое решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Тем временем за последнюю неделю Тбилиси и Цхинвали обменялись обвинениями в огнестрельных и минометных обстрелах через границу. По словам некоторых беженцев, этот конфликт превратился в замкнутый круг.