На прошлой неделе экс-посол Майкл Макфол и эксперт Кэтрин Стоунер предположили в своей статье, что внешняя политика США относительно мало повлияла на курс России, а антиамериканизм Путина объясняется внутриполитическими тактическими соображениями, отмечает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
Автор не считает, что эта гипотеза верна: "Да, Россия всегда спешит возложить вину на внешних врагов, но США повели себя с Путиным провокационно: сначала задабривали его, а затем резко сменили курс".
Макфол и Стоунер пишут, что в период "перезагрузки" отношения были прекрасными. Президенты Обама и Медведев сотрудничали, а Путин почуял, что его могущество слабеет.
Когда же в Москве начались протесты против фальсификаций на выборах, Путин, в противовес этой новой волне социальной мобилизации, воскресил идею защиты отечества от злокозненного Запада. Он стал утверждать, что США пытаются свергнуть его режим.
"Но эта концепция игнорирует (вероятно, нечаянную, но решающую) роль США в изменении позиции Путина, мотивированном внутренними факторами", - считает Бершидский.
"Перезагрузка" была, по сути, политикой задабривания, пишет автор. США и Запад позволяли путинской команде править Россией и командовать в ее окрестностях взамен на сотрудничество по ливийскому вопросу и содействие войсковым операциям в Афганистане.
Но в 2011 году, когда россияне стали протестовать против подтасовок на выборах в Госдуму, у Клинтон вдруг отпало желание задабривать Путина, говорится в статье. Она выразила "серьезную обеспокоенность тем, как проводились выборы" и призвала к "полному расследованию всех сообщений о мошенничестве и запугивании". Путин среагировал резко, обвинив Клинтон в инспирировании протестов.
Бершидский рассуждает: "США могли бы промолчать, а также могли бы в кулуарах попытаться убедить Путина, что не имели к протестам никакого отношения (и действительно не имели, я это знаю как участник)". Однако Клинтон не отступилась от сделанных заявлений. "Это лишь укрепило уверенность Путина в том, что западные лидеры обманывали Россию, старались усыпить ее бдительность, а сами замышляли смену режима", - пишет автор.
Теперь же недоверие переросло в полную паранойю, считает автор. Путин и его окружение - это расчетливые политики, но спиной к Западу они повернулись под влиянием глубоких личных эмоций.
По мнению Бершидского, если бы Запад давно подверг остракизму коррумпированных российских бизнесменов и госкомпании, если бы санкции были введены после войны с Грузией, никаких сюрпризов бы не было. "США и Россия, вероятно, вернулись бы к протоколам времен холодной войны, разработанным для предотвращения военных инцидентов. Обе стороны вели бы себя осторожнее в случае потенциального конфликта на Украине. Аннексию Крыма и кровопролитие, возможно, удалось бы предотвратить", - говорится в статье.
В случае другого сценария - если бы США после 2011 года продолжили задабривание, - Путин и его окружение также не впали бы в сегодняшнюю паранойю. "Им позволили бы подавить Украину, циничный Запад смирился бы с этим", - считает автор.
Оба сценария создали бы больше ясности и стабильности, но резкий переход от одного к другому спровоцировал в России психоз, заключает Бершидский.