Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 декабря 2001 г.

Михаил Горбачев | La Stampa

Путин между Россией и Америкой

Российский президент принимает сегодня решения, реализация которых будет иметь далеко идущие последствия не только для самой России, а для Европы и всего мирового сообщества в целом.

Спустя полтора года после своего избрания, Владимир Путин решил прервать инерционное движение ельцинских лет и в качестве ориентиров для деятельности своего правительства избрал национальные интересы, оставив, наконец, эгоистические интересы кланов и "семьи" экс-президента. Не все еще до конца прояснилось, но совершенно очевидно, что эти кланы, включая и "семью" Ельцина, все больше удаляются от центров принятия решений.

Таким образом, сложилась многообещающая ситуация, хотя все еще остаются поводы для беспокойства. У президента Путина есть характер, и он пользуется поддержкой большинства россиян. Просматривается явное намерение модернизировать управление экономикой без дальнейшего ухудшения социальных условий жизни населения.

Это составляет основу большой популярности Путина. Законодательные инициативы президента нацелены на стимулирование предпринимателей, инвестиций, на защиту прав собственности, на реформирование налоговой системы. Решающее значение имеют реформы в социальной и пенсионной сферах. Реализация этих планов будет означать разрешение крайне острых проблем и победу над враждебностью тех, кто в эти годы жил в роскоши, не обращая внимания на то, как живет народ.

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость решительной борьбы с коррупцией и беззаконием ельцинского типа. Владимир Путин намеревается создать сильное государство, в котором будут действовать законодательные, финансовые и административные рычаги, начавшего, наконец, действовать правового государства.

Чтобы добиться успеха, ему требуется поддержка со стороны населения, а также понимание со стороны Запада. И, как мне кажется, это понимание пребывает в настоящее время в эмбриональном состоянии. Это настоящая проблема.

На международной арене Владимир Путин проводит мудрую и прозорливую политику. Он очень аккуратно подвел российскую внешнюю политику к нынешнему поворотному моменту. Это относится и к новому курсу в отношении бывших советских республик, Содружества Независимых государств. Не менее важным стало решение о радикальном улучшении отношений с Западной Европой и Соединенными Штатами.

События 11 сентября ускорили этот процесс. Сейчас в России по поводу обновления политического курса президента, как на внутреннем, так и на внешнем направлении, разгорелись острые дискуссии. Речь идет о возможных рисках, о противоречивых интересах. И сам факт ведения этих дискуссий свидетельствует о существовании демократии. Кроме того, не бывает международных отношений, лишенных противоречий. Прогресс является плодом их преодоления.

Действительно, между Россией и Соединенными Штатами существуют многочисленные разногласия. Но разве нет противоречий между Америкой и Европой? Они сосуществуют, несмотря ни на что и проводят в жизнь интеграционные процессы. Россия также может принять активное участие в этих процессах, сохраняя свою самобытность и суверенитет. Можно рассмотреть пример НАТО, где формируется идея постепенного включения России в различные механизмы альянса, в том числе и механизмы принятия решений.

Жизнь показывает, что назрела необходимость нового сотрудничества. А для этого нужны новые механизмы и структуры. Предложения российского президента могут быть реализованы и без формального вступления России в НАТО, при условии партнерства на равноправной основе. Существующий ныне механизм неэффективен, поскольку в его основе лежат старые идеи, как, например, исключение участия России в принятии решений. Напротив, участие России, как в предварительных дискуссиях, так и в процессе принятия решений поможет избежать ошибочных решений. И от этого все выиграют.

Сегодня обсуждается вопрос предоставлять или нет России право вето в НАТО. Представители Соединенных Штатов поспешили заявить, что это невозможно. Я, напротив, полагаю, что это было бы позитивным и полезным моментом.

Новый образ мышления необходим для всех, потому что все происходящее сейчас очень похоже на реанимацию идей холодной войны.

Важнейшее значение имеют и отношения между Россией и Европейским союзом. В течение последних двух лет многое говорилось по этому поводу, но настал час принятия решений, поиска нового механизма сотрудничества. Его создание ликвидировало бы многие проблемы, возникающие на пути расширения ЕС на Восток. Новое сотрудничество будет иметь большое значение для России, но оно также обернется успехом и для ЕС, который сможет таким образом использовать отношения Москвы со странами бывшего советского пространства и странами Восточной Европы. Это способствовало бы решению многочисленных политических, экономических и технических проблем, и созданию, в конечном итоге, единого европейского экономического пространства. Это сотрудничество будет иметь решающее значение, выполняя функции "моста" между Европой и Китаем, всем азиатско-тихоокеанским регионом.

Сегодня существует реальная возможность изменения к лучшему всей ситуации в мире. После негативного опыта последнего десятилетия, международное сообщество убедилось в необходимости установления нового мирового порядка. Нынешняя американская администрация, на мой взгляд, вырабатывает все более конкретный и прагматический подход к международным отношениям.

Соединенные Штаты начинают отдавать себе отчет в том, что создание однополярного мира - химера. Даже Европа, наиболее преданный союзник США, отвергает этот проект, не говоря уже о России, Китае, Индии и странах арабского мира. Американизация мира невозможна. Конечно, ее можно навязать при помощи давления, силы, применения санкций и финансового шантажа. Но это стало бы грандиозной ошибкой с непредсказуемыми последствиями. Этот сценарий должен быть отвергнут.

Мир проявил солидарность с Соединенными Штатами, против которых были совершены смертоносные теракты. Солидарность проявили даже страны, настроенные критически по отношению к американской политике. И это важно. Но нельзя также игнорировать тот факт, что это требует от Соединенных Штатов проявления уважения к другим странам. Сложившаяся коалиция может в один момент развалиться, если Соединенные Штаты этого не поймут. Сегодня мы являемся свидетелями эйфории, связанной с победой над талибами. Но следует твердо сказать: бомбардировки целых государств и народов недопустимы. Массовые убийства мирных граждан, разрушение целой страны, среды проживания народа может лишь усилить ненависть и произвести эффект бумеранга.

В распоряжении международного сообщества, объединившегося в антитеррористическую коалицию, имеются многочисленные политические, экономические, дипломатические, финансовые и другие инструменты. Мы не должны забывать, что терроризм пускает свои корни, как паразит, там, где бедность, отсталость, отчаяние. Кроме того, я не исключаю, что есть люди, стремящиеся воспользоваться ситуацией, сложившейся после 11 сентября, для решения собственных проблем и экономических трудностей, существовавших раньше. Следует опасаться тех, кто, заворачиваясь в национальный флаг, пытается скрыть свои личные или групповые интересы. Будет непростительно, если афганская война превратится в операцию по установлению новых стратегических границ по контролю над определенными территориями и регионами. И, по поводу новых возможностей, появившихся в результате сближения России с Западом: я думаю, что они должны быть использованы для урегулирования палестино-израильского конфликта. Нельзя допустить, чтобы стороны дошли до точки, откуда уже не будет возврата. Перед нами раковая опухоль, способная распространиться с Ближнего Востока на весь арабский мир и привести к нарушению сложившегося равновесия в мире.

Последнее замечание. Самое правильное и единственное, что можно сделать - это начать коллективную дискуссию по вопросу создания нового мирового порядка, при котором совершенно иным образом будут решаться проблемы коллективной безопасности. Не стоит скрывать, что проблема бедности и отсталости огромных регионов во всем мире стала первоочередной. Билл Клинтон сказал мне недавно в Лиссабоне, что избрал темой своей будущей деятельности борьбу с бедностью. Даже такой политик, как Генри Киссинджер, известный своим жестким прагматизмом, сказал мне во время нашей последней встречи в Токио, что в настоящее время пересматривает свои позиции, именно в свете событий 11 сентября. Он убежден в том, что новый мировой порядок необходим, и что на его создание нам предстоит потратить целое столетие. Я тоже давно думаю и говорю об этом. Важно определить границы этого нового мирового порядка и основу, на которой его следует создавать.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru