Москва в упоении от предстоящего Рождества: повсюду наряженные елки, сверкающие разноцветными лампочками. Из витрин на Тверской - улице дорогих магазинов, которая ведет к Красной площади, - Деды Морозы улыбаются плотному потоку пешеходов. В поисках места для парковки на этой восьмиполосной магистрали тормозят роскошные лимузины.
Еще 15 лет назад о Рождестве в России было мало что известно. Социалистическая страна праздновала только Новый год, причем достаточно скромно: Дед Мороз приносил пару маленьких сувениров. Сейчас же русские, как и люди на Западе, отправляются на рождественскую прогулку по магазинам. "Они кидаются на товары как сумасшедшее, - с улыбкой говорит Ирина, продавщица в бутике Gucci. - Мы, пожалуй, побьем все рекорды".
Большинство москвичей покидает магазины, унося с собой по несколько пакетов. В этом году русские, в отличие от немцев, легко тратят деньги. Безоблачный потребительский климат толкает крупные западные торговые фирмы, такие, как Ikea, Metro или Spar, на Восток. В подмосковном городе Химки, где Ikea уже два года назад открыла свой первый мебельный центр, в декабре по субботам через узкие проходы пробираются до 40 тысяч посетителей. Периодически входные двери на несколько минут закрываются, чтобы дать возможность вошедшим хоть немного рассредоточиться.
"Страна безграничных потребительских возможностей"
Огромный продуктовый торговый центр России, который год назад открыла в Москве французская сеть гипермаркетов Auchan, также не знает отбоя от покупателей. "Люди рвут у нас продукты из рук, - рассказывает одна из сотрудниц. - Персонал едва успевает заполнять пустые полки".
Россия в упоении от покупок, такого здесь еще не бывало. "Это страна безграничных потребительских возможностей", - шутит Виктор Беляков, возглавляющий наблюдательный совет сети розничной торговли "Пятерочка". Розничная торговля растет громадными темпами, потребительские расходы частных лиц еще в 1999 году составляли 100 млрд долларов, а в этом году могут достичь 170 млрд.
У иностранных торговых концернов результаты еще внушительнее. Так, Ikea увеличит свой оборот с 100 млн долларов в 2000 году до примерно 220 млн в 2002-м. "После терактов 11 сентября 2001 года объемы наших продаж во всем мире сократились ? за исключением России", - говорит глава российского отделения Ikea Леннарт Дальгрен. В 2001 году мебельный центр в Химках с 4,5 миллионами посетителей стал самым посещаемым филиалом Ikea во всем мире. Шведский концерн уже строит в Москве третий торговый центр в составе гигантского комплекса на 250 магазинов и 10 ресторанов с кинотеатром и беговой дорожкой для конькобежцев. У Ikea уже готовы планы создания еще 11 торговых центров в российской провинции.
Растущий спрос во всех областях
Немецкий концерн Metro, пока что представленный в Москве двумя магазинами Cash & Carry, собирается в будущем году открыть магазин для розничной продажи. Его французский конкурент Auchan открывает 12 декабря второй торговый центр.
"Для большинства международных концернов Россия стала постепенно приоритетным направлением", - говорит Даниэла Рикарди, вице-президент по Восточной Европе концерна по производству моющих средств Procter & Gamble. "Ни один другой рынок с 145 миллионами потребителей не растет в настоящее время быстрее". Растущий спрос затронул все области ? от косметики до тканей и пива. "Это фантастика, - восхищается глава немецкого издательского дома в России. - Мы уже не знаем, что делать с таким количеством объявлений". Оборот на рекламном рынке в 2002 году может вырасти больше чем на 50% и достичь рекордного уровня в 2,64 млрд долларов.
Экономическое положение удивительно стабильно, реальные доходы российских потребителей растут ? только в первом полугодии 2002 года они увеличились примерно на 7,7%. Хотя средняя заработная плата, составляющая 144 долларов в месяц, все еще является очень низкой, но при этом она почти полностью расходуется на потребление. Большинство россиян мало платит за жилье, так как на волне приватизации они смогли на выгодных условиях оформить свои прежде арендуемые квартиры в собственность. Долго не было функционирующей банковской системы, поэтому практически никто не платит проценты по кредитам. И поскольку доверие к данной сфере все еще находится на низком уровне, стремление экономить тоже весьма незначительно.
Новый средний класс в Москве
Новый средний класс возникает прежде всего в Москве, где около 15% населения имеют доход от 300 до 2000 долларов. "Эти люди все чаще хотят приобретать высококачественную продукцию, - говорит Александр Уточкин, специалист московского маркетингового агентства IRG. - Они чаще могут позволить себе сходить в ресторан". Каждый день открываются новые рестораны, в которых высококлассные повара из Франции готовят еду для гурманов на высшем уровне. Кажется, никого не смущают высокие цены, когда только закуска обходится в 20 долларов.
Особый спрос ? на итальянские кожаные изделия. Хотя модные куртки и пальто не сильно защищают от зимних холодов, однако дамы, которые могут позволить себе безбожно дорогие вещи, ездят, как правило, на лимузинах с подогревом сидений.
Декаданс снова в моде. Обыкновенный стриптиз или эротические шоу более не популярны. В ночном клубе "Распутин" гость сам может решать, как ему потратить деньги: если он хочет обмазать нагую танцовщицу взбитыми сливками, он должен заплатить за это 50 долларов. Более экономные посетители за 20 долларов могут ее потом облизать.
Солидное финансирование роста
Экономика и торговля процветают в Москве не так, как в 1997 году, - незадолго до того, как неплатежеспособность российского государства стала причиной кризиса рубля. Тогда российская валюта потеряла три четверти своей стоимости, сбережения всех слоев населения обесценились. На этот раз рост обеспечен солидно: государственный бюджет уже третий год подряд имеет профицит, золотовалютные запасы Центрального банка достигли рекордного уровня почти в 50 млрд долларов.
"Наша проблема сегодня ? это не недостаток валюты, как в 1998 году. Мы чаще испытываем дефицит рублей, так как государство жестко контролирует денежную массу", - шутит Михаил Ходорковский, глава нефтяного концерна ЮКОС, который является богатейшим человеком в России. Его личное состояние оценивается в 7,5 млрд долларов.
Тем не менее пока не может быть даже речи о полноценном подъеме экономики. Бум обусловлен, прежде всего, высокими ценами на экспортируемую российскую нефть. В 2002 году темп роста еще составит 4%, однако кремлевские экономисты смотрят в будущее с озабоченностью: "Если нам не удастся сократить расходы на социальные нужды, темп роста снизится", - говорит Андрей Илларионов, экономический советник президента Владимира Путина. Заместитель министр экономики Аркадий Дворкович предостерегает: "Если мы не ускорим проведение структурных реформ, через два-три года не исключена рецессия".
Сокращение нормы экспортной прибыли
Сигналы тревоги исходят также от предприятий. Нормы экспортной прибыли сократились из-за усиления рубля, положение с заказами не более чем удовлетворительное. До сих пор производители используют оборудование, которое имелось в наличии еще в 1991 году и никогда правильно не эксплуатировалось. Сегодня, чтобы удержаться на мировом рынке, они должны вкладывать деньги в новые технологии и оборудование.
Большая часть необходимого для этого капитала должна прийти из-за границы. Ведь A.T. Kearney до сих пор говорит об улучшении инвестиционного климата в России: в сравнительном исследовании, опубликованном недавно этой известной консалтинговой компанией, о привлекательности тех или иных стран для иностранных инвесторов Россия занимает почетное 17-е место, сразу после Венгрии. Но положительная оценка не всегда обуславливает реальные инвестиционные потоки. Часто руководство российских концернов препятствует инвестициям, чтобы избежать иностранной конкуренции.
Большой потенциал для розничной торговли
Препятствование развитию конкуренции и медленная реструктуризация предприятий вызывают недовольство также у Европейского банка реконструкции и развития: "Российские предприятия действуют преимущественно в сфере торговли и услуг, лишь некоторые из них занимаются товарным производством", - говорит главный экономист банка Виллем Бойтер. Крупные иностранные торговые сети, тем не менее, настроены более оптимистично. В 2001 году они инвестировали в общей сложности 757 млн долларов в новые супермаркеты, это ? около 30% всех прямых инвестиций в Россию. В этом году в этой области изменений не ожидается.
"Потенциально Москва ? это самый крупный и наиболее сконцентрированный рынок в Европе, в московском экономическом районе проживает 12 миллионов человек", - объясняет Наталья Загвоздина, эксперт Renaissance Capital Group в Москве. Розничный оборот в Москве составил в 2001 году около 35 млрд долларов и в этом году должен вырасти на 25%.
Этим потенциал далеко не исчерпан: в то время как американский потребитель расходует 77 долларов в год на изделия Procter & Gamble, российский ? только 3 доллара. "Здесь у нас еще обширное поле для деятельности", - говорит топ-менеджер Даниэла Риккарди. После рождественского покупательского бума в Москве она, возможно, чуть приблизится к своей цели.