Универсализация норм прав человека является одним из главных достижений ХХ века. Этот процесс сопровождался и подкреплялся интернационализацией категории человеческой совести, которая заставляет нас говорить, а иногда и действовать от имени угнетаемых народов и отдельных людей, независимо от того, когда и где происходит ущемление человеческих прав.
Главным документом, определяющим международные нормы и принципы защиты прав человека, является Всеобщая декларация прав человека. Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 55 лет назад, 10 декабря 1948 года, как реакция мирового сообщества на злодеяния нацистов во время Второй мировой войны, которые стали возможны только потому, что до начала катастрофы ХХ века мир смотрел на них спокойно и безучастно.
Всеобщая декларация прав человека стоит в одном ряду с такими величайшими историческими документами, как французская Декларация прав человека и американская Декларация независимости. Но, в отличие от них, Всеобщая декларация была первым документом, провозглашающим приоритет прав человека на международном уровне и принятым всем мировым сообществом.
Всеобщая декларация - документ, который и провозглашает нормы прав человека, и воплощает их в жизнь. В 1966 году Декларация была дополнена двумя конвенциями, которые придали ей большую силу и действенность. Одна конвенция закрепляла общественно-политические права, другая - социально-экономические и культурные права человека.
Эти документы делали права человека приоритетным пунктом всех международных отношений, устанавливали критерии для внешней и внутренней политики руководства различных стран, определяли характер и содержание как многих международных соглашений, так и внутренних законов отдельных государств и давали надежду многим народам, права которых жестоко попирались зверскими политическими режимами.
Право - это непреложное условие, которое не может ни присваиваться, ни отрицаться кем-либо. Кроме того, право человека обладает универсальным характером и не зависит от его национальной, культурной или государственной принадлежности. Оно принадлежит в равной степени каждому человеку и не определяется волей отдельного лица, организации или формой общественных отношений.
Идея универсальности прав человека отрицается теми, кто настаивает, что морально-этические стандарты взаимоотношений между людьми определяются исключительно той или иной национальной культурой. Но, если принять такой релятивистский подход, ни один из тиранов - Гитлер, Сталин, Пол Пот, Саддам Хусейн - не может осуждаться мировым сообществом, поскольку он приходит к власти "по воле своего народа".
Поэтому релятивизм наиболее характерен для авторитарных режимов, удерживающих власть исключительно за счет репрессий и подавления демократических свобод. Однако ложная дихотомия между развитием и правами человека, которая обычно служит дымовой завесой для коррупции и политико-административного протекционизма, все более отвергается современным обществом.
Релятивизм утверждает, что каждая культура имеет свою собственную морально-этическую систему. Однако для нас важно не столько общее отличие той или иной культуры, сколько то обстоятельство, что моральный кодекс каждой культуры базируется на единых, наднациональных принципах. Например, ни одна национальная мораль не рассматривает акт убийства человека как норму общественных отношений.
Разумеется, в зависимости от исторической эпохи и общественно-политического строя, такие явления, как война, высшая мера наказания, самоубийство или аборт могли или, наоборот, не могли быть нравственно допустимыми. И все же в любую эпоху и в любом обществе убивать себя всегда считалось неправильным. Каждое общество требует, чтобы возмездие было пропорциональным содеянному злодеянию. Каждое общество оберегает своих детей - главную связь между предыдущими и последующими поколениями человеческой цивилизации; каждая культура отрицает и не допускает насилия над детьми.
Доктрина национальной безопасности особенно часто попирала права человека. Зачастую правительства, ответственные за защиту своих граждан, пользовались этой доктриной как раз для того, чтобы их убивать. И, согласно военному правилу, инструмент для защиты общества извне становился средством нападения на него изнутри. Япония, которая в начале ХХ века наращивала военную мощь для обеспечения собственной безопасности и впоследствии стала главной жертвой военщины, является наглядным тому примером.
Сиюминутные политические интересы, которыми руководствуются правительства отдельных государств, когда предпочитают "ничего не видеть, не слышать и не делать" в отношении диктаторских режимов, только ухудшают положение многочисленных жертв этих режимов. Узники совести всегда рассчитывают на поддержку мирового сообщества и для них крайне важно осознавать, что они не забыты. Недостаток открытой критики авторитарных режимов только способствует порождению идеологии насилия.
Организация Объединенных Наций добилась огромных успехов в установлении международных норм и стандартов прав человека, однако контроль за выполнением этих норм она осуществляет менее успешно. Всеобщая декларация воплощает моральный кодекс, политическое согласие и юридический синтез прав человека. Однако за истекшие 55 лет мир стал более сложным и развитие мирового процесса постоянно вносит свои коррективы.
В настоящее время огромную помощь ООН оказывают неправительственные и общественные организации, которые опираются на Всеобщую декларацию прав человека при оценках политического курса той или иной государственной власти. Два соглашения, требующих от правительств стран-членов ООН периодической отчетности о соблюдении норм прав человека, облегчили создание долгосрочных национальных инфраструктур для защиты и обеспечения этих прав.
Новой формой международной гарантии соблюдения прав человека является установление правил ведения военных действий в рамках международного гуманитарного закона. Оттавское соглашение, запрещающее применение противопехотных мин, было составлено на основе гуманитарной трактовки оружия, которое не способно отличить солдата от ребенка. Появление международного уголовного суда также знаменует переход от практики безнаказанности верховной власти в прошлые годы к культуре международной ответственности.
Однако насилие, террор и политика силы продолжают оставаться реалиями сегодняшнего дня. И чем больше мы слышим официальных заверений о приверженности к уважению прав человека, тем чаще они нарушаются конкретными политическими действиями.
Неприсоединение США к Оттавскому соглашению и неучастие в работе Международной торговой палаты свидетельствуют о том, насколько отдаляется от принципа соблюдения прав человека их самый сильный защитник в прошлом. 25 ноября член палаты лордов британского парламента Джоан Стейн назвал содержание афганских заключенных в тюрьме Гуантанамо, "чудовищной тактикой, выходящей за юридические нормы любой страны, в том числе и самих США".
Многие правительства, ободряемые процессом сокращения гражданских свобод в главном оплоте демократии, применяют язык войны для ведения борьбы с внутренними диссидентами. Недавно совет Британского Содружества поставил на повестку дня вопрос о вопиющем нарушении прав человека в Зимбабве. В этом году Нобелевская премия мира была присуждена иранской женщине за ее мужественную борьбу за права человека в сложнейших политических и религиозных условиях.
Эти примеры свидетельствуют о том, что принцип защиты прав человека все более пробивает себе путь, несмотря на многочисленные его нарушения. Мировому сообществу еще предстоит приложить немало усилий к тому, чтобы безукоризненное соблюдение прав человека стало основой всей международной и внутренней политики.
Рамеш Такур - первый вице-ректор университета Организации Объединенных Наций в Токио.