Противоречий по бесчисленным досье, от Косово до противоракетного щита, накопилось довольно много. Поэтому многие ожидали, что Путин даст свое благословение представителю национальной непримиримой линии, каким мог быть другой вице-премьер - Иванов. Или же выбор мог пасть на "господина Никто", которого легко убрать, если Путин решит вернуться в Кремль до 2012 года. Дмитрий Медведев, по меньшей мере на бумаге, не подходит ни к одной из этих характеристик.
В роли главы "Газпрома" его знают и даже уважают на Западе. На последней конференции в Давосе, куда Путин направил его, чтобы представлять Россию, он предстал умеренным технократом, открытым к диалогу. Он не является выходцем из когорты представителей служб безопасности, как большинство людей, близких к Путину.
И, несмотря на свою молодость (42 года), Медведев обладает достаточной силой в московской номенклатуре, чтобы к нему относились как к какому-нибудь царю, запрограммированному на определенное время.
Именно эти характеристики отражают некоторые интересные моменты выбора, который Путин решил озвучить до съезда "Единой России", предстоящего в ближайший понедельник. Бывший адвокат и соратник Путина еще в годы работы в Санкт-Петербурге, Медведев сегодня является в первую очередь экономистом: способным понять приоритеты развития и повышения благосостояния, которые принесли уходящему президенту широкую популярность, и, если получит возможность, управлять ими. Медведев - человек, способный представлять Россию в "большой восьмерке" и на других международных саммитах, подобающих статусу кремлевского босса. Что касается "Газпрома", несгораемого сейфа огромных российских энергетических богатств, то он остается крупным центром власти вместе с ФСБ, наследницей КГБ, если не заменяет ее.
Совершенно понятно, что Медведев будет использовать находящиеся под его контролем средства массовой информации, он также готовится к управляемым выборам, которые не могут и не должны быть одобрены с точки зрения наших либерально-демократических ценностей. Но среди многих вариантов, имевшихся в распоряжении у Путина, выбор, сделанный вчера, стал для Запада хорошей новостью - при условии, что Запад не будет слишком сильно впадать в иллюзии. Владимир Путин должен еще объявить, в какой должности (премьера, председателя Думы или другой) он продолжит играть роль "национального лидера" в рамках мандата, который, по его мнению, он получил в результате парламентских выборов. Таким образом, назначение Медведева рассматривается с позиций реальных полномочий по принятию решений: не исключена вероятность того, что став хозяином Кремля, Медведев восстанет. Верно также и то, что в России не существует традиции двух руководителей, одного формального и другого реального, но сильные связи между царем уходящим и вступающим в должность делают невозможным "предательство" будущего президента.
Напротив, назначением своего вице-премьера Путин хочет просигнализировать о преемственности, не скрывая того, что он сам будет гарантировать ее и дозировать со своей новой должности. У этого плана хорошие перспективы на успех. Если только силовики, пришедшие из спецслужб и уже давно вовлеченные в контроль за российскими богатствами, не будут ставить палки в колеса. В конце концов, Медведев не один из них, и решение Путина может сплотить их в опасный фронт внутренней оппозиции. До марта еще много времени.