В России Сталина снова открыто почитают, сетует Frankfurter Allgemeine. Автор статьи Михаэль Людвиг указывает на проект "Имя Россия", где Сталин одно время даже лидировал, и не исключает, что в итоге он все же опередит Петра I и Александра Невского.
Российский ученый, исследователь сталинизма Олег Хлевнюк считает, что "люди, которые голосовали за Сталина, голосовали за миф, который не имел ничего общего с исторической действительностью". И у этого мифа есть опора не только на телевидении: в новой книге для учителей истории миллионы жертв террора Сталина преподносятся как неизбежные жертвы модернизации и победы в Великой Отечественной войне, говорится в статье.
Арсений Рогинский, председатель правозащитной организации "Мемориал", обращает внимание на то, что ведущие российские политики, прямо не расхваливая Сталина, научились использовать в своих целях настроение простых граждан, которые тоскуют по былому величию страны. Директор Государственного архива Сергей Мироненко объясняет живучесть мифа о Сталине, в частности, тем, что до сих пор в России не написана ни одна монография о Сталине. Но вскоре положение изменится, говорит он, так как исследователям стали доступны сотни тысяч документов времен Сталина, считавшиеся ранее секретными.
Недавно издательство "Роспен" ("Российская политическая энциклопедия"), Российская Академия Наук, российский Государственный архив и другие организации, пишет немецкий журналист, подготовили и провели международную конференцию "История сталинизма. Итоги и проблемы изучения". Ее материалы будут выложены в интернете. Кроме того, "Роспен" готовит серию из ста научных трудов о сталинизме, которые пишутся на основании недавно открытых источников. К сожалению, ее тираж мал – всего 2000 экземпляров. "Борьба с ветряными мельницами", – сожалеет Михаэль Людвиг.
Скептики вроде Арсения Рогинского опасаются, что "эффект снежного кома", вызванного требованиями к школьным учителям, окажется сильнее, чем воздействие даже сотни научных книг о Сталине. К тому же, говорит Рогинский, сталинский террор никогда не был осужден официально и государство так и не попросило прощения у жертв. "На этом фоне, – пишет немецкое издание, – не следует удивляться, что Сталин стал почти бесспорным телегероем, а некоторые вновь требуют "авторитарной мобилизации общества" – как при Сталине".