Арест Михаила Саакашвили, бывшего союзника главы украинского государства, усиливает критику в отношении власти, обвиненной в авторитарном уклоне и в слабости при борьбе с коррупцией, пишет журналист Le Monde Бенуа Виткин.
"В пятницу 8 декабря украинским службам безопасности наконец удалось арестовать задиру постсоветской политики", - указывает журналист.
На этот раз никакая толпа не смогла воспротивиться его задержанию, и Саакашвили был препровожден в тюрьму в Киеве, где тотчас объявил голодовку. Его адвокаты уверяют, что с ним обращались корректно, и судья может в понедельник принять решение о его помещении под домашний арест. Другая гипотеза: экстрадиция в Грузию, где бывший президент (2004-2013) преследуется по делу о злоупотреблении полномочиями, говорится в статье.
"Последние события делают из него, на выбор, либо непоследовательного авантюриста, либо первого политического заключенного постмайдановской Украины", - считает Виткин.
"Петр Порошенко раскручивает спираль коррупции и авторитаризма. Теперь он бросает за решетку своих оппозиционеров", - заявила Юлия Тимошенко, самая популярная оппозиционерка, которая сама два с половиной года просидела в тюрьме при Викторе Януковиче.
"На украинской политической сцене, накаленной до предела и привыкшей жить сегодняшним днем, этот вопрос представляется почти второстепенным, - рассуждает Виткин. - Эпизод с Саакашвили прежде всего поддерживает все более усиливающуюся протестную обстановку против Порошенко, которому осталось два года до всеобщих выборов 2019 года, где ему приписывается примерно 15% электоральных намерений. В воскресенье, в присутствии его супруги, гражданки Нидерландов Сандры Рулофс, сторонники Михаила Саакашвили собрали в Киеве примерно 15 тыс. человек".
"Из самопровозглашенного глашатая борьбы с коррупцией Саакашвили действительно превратился в символ. Многие его ближайшие помощники уже арестованы, некоторые высланы в Грузию", - продолжает журналист.
"Требование об импичменте, высказанное Саакашвили, но не предусмотренное в Конституции, является радикальным притязанием, которое не вызывает единодушной поддержки среди политиков и пугает часть граждан, - считает политолог Михаил Минаков. - Несмотря на это, толпа протестующих растет от митинга к митингу, и президент Порошенко явно боится, совершая одну ошибку за другой".
По мнению социолога Юлии Шукан, поддержка Саакашвили ограничивается крепким костяком его однопартийцев: "Ни средний класс, ни киевляне не мобилизуют свои силы".
В этом контексте другой митинг, организованный 9 декабря, прошел почти незамеченным, хотя он может стать более тревожным сигналом для президента. Колонна из нескольких сотен машин отправилась к дому генерального прокурора Юрия Луценко, обвиняя его в оказании давления на организации по борьбе с коррупцией. Этот "Автомайдан", смутно напоминающий революцию 2014 года, выражает менее популистскую линию, чем та, которую отстаивает Саакашвили, отмечает автор статьи.
В последние дни власти добились отставки довольно авторитетного Егора Соболева с поста главы Антикоррупционного комитета, говорится в статье.
Также прокуратура открыла дело против Артема Сытника, первого директора эффективного и независимого Национального антикоррупционного бюро Украины, пишет автор.
"На данный момент Порошенко пользуется тем, что не появилось ни одного лидера, способного представлять для него реальную угрозу, - полагает политолог Константин Бондаренко. - Саакашвили не имеет конституционного права добиваться президентства, Тимошенко пока от этого далека... Однако его позиция ослаблена, и непредсказуемость политики, проводимой Вашингтоном, откуда он черпает свою главную поддержку, может перетасовать все карты".