Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
11 февраля 2004 г.

Редакция | Financial Times

Рычание "медведя"

В последнее время Россия показала стремление к укреплению своих позиций как во внутренней, так и во внешней политике. Это было явно продемонстрировано в ходе недавних выборов в Государственную Думу, в попытках правительства увеличить налоговые ставки на прибыль, получаемую частными нефтедобывающими компаниями, а также в процессе подготовки к президентским выборам, которые должны состояться в следующем месяце.

Говоря о внешнеполитической составляющей, следует отметить реакцию российского руководства на так называемое наращивание военного присутствия Запада. В частности, глава оборонного ведомства Сергей Иванов заявил о возможности выхода из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Согласно этому договору, Москва была обязана вывести свои войска и тяжелое вооружение из Атлантики за Урал.

Для того чтобы как можно эффективнее отстаивать свои геополитические интересы, Россия вынуждена была сконцентрировать усилия на более узком направлении. Так, в прошлом году были выведены российские миротворцы с Балкан, и это после знаменитого марш-броска десантников, совершенного в 1999-м. Москва также отказалась от участия в урегулировании иракского конфликта.

В ситуации с Ираном российское руководство позволило европейским политикам играть первостепенные роли в урегулировании ядерного скандала. В вопросе о северокорейском ядерном досье Москва предоставила возможность Пекину возглавить ведение многосторонних переговоров.

Все это говорит о том, что Россия отказалась от идеи мирового влияния, как это было во времена Советского Союза, и сконцентрировала свои усилия на решении задач в ближнем зарубежье. До этого такую же политику проводило и царское правительство.

В отличие от политики Российской Федерации, Соединенные Штаты Америки, напротив, намерены усилить свое влияние. Согласно планам Вашингтона, в скором времени в Польше, Румынии и Болгарии ожидается строительство небольших военных баз, которые в последствии будут использоваться для ведения боевых действий на восточном и южном театре военных действий.

Подобное стремление американской администрации послужит своеобразным фундаментом для воплощения идеи США, направленной на обеспечение безопасности и развития партнерских отношений между Североатлантическим альянсом и Ближним Востоком.

В связи с этим не удивительно желание Москвы обезопасить себя от американской экспансии. Несмотря на то что Россия довольно спокойно прореагировала на присутствие американских войск в Центральной Азии - у Кремля не было выбора, а мир в Афганистане, пусть и установленный с помощью США и НАТО, отвечал интересам Москвы, - президент Владимир Путин в очередной раз продемонстрировал, что участие трех центральноазиатских республик в Организации договора о коллективной безопасности полностью отвечает интересам РФ.

Что касается Договора об обычных вооруженных силах в Европе, следует отметить, что этот договор сыграл свою роль в ликвидации и выводе из Европы огромных арсеналов вооружений Советского Союза. Однако российское руководство заявляет, что контекст данного договора изменился в связи с тем, что он был подписан в период окончания холодной войны.

Дело в том, что согласно договору Российская Федерация обязалась вывести свои войска и вооружение за Урал, но в то же время в нем не прописано условие нерасширения НАТО на Восток. В частности, Москва заявляет, что четыре новых члена Североатлантического альянса не попадают под условия вышеупомянутого договора, так как на момент его подписания они не были независимыми государствами. Руководство альянса готово скорректировать этот момент при условии, что российская сторона первой выведет военные базы с территории Грузии.

Данная проблема требует разрешения. Первый шаг остается за Москвой, которая обязана выполнить взятые на себя обязательства перед Тбилиси. Затем, Брюссель должен выполнить свои обязательства, а также убедить российское руководство в том, что расширение НАТО на Восток преследует интересы, связанные исключительно с ближневосточным регионом, и не представляет никакой угрозы для РФ.

Каждый шаг в этом направлении будет отвечать главной цели - Договор об обычных вооруженных силах в Европе должен продолжать играть свою роль в деле формирования доверия между старыми врагами.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru