Демонстрируя неприкрытую и вопиюще националистическую государственную политику, сложившуюся в стране при президенте Владимире Путине, Россия запрещает в этом году компаниям, принадлежащим иностранным владельцам, участвовать в разработке обильных природных ресурсов государства.
Российское Министерство природных ресурсов объявило, что отныне только компании, являющиеся российскими минимум на 51%, будут иметь право участвовать в тендерах на покупку стратегических нефтяных и рудных месторождений.
Это ограничение не позволит таким крупным международным компаниям как ExxonMobil и ChevronTexaco участвовать в разработках новых нефтяных месторождений.
Это может поставить в тупик компанию TNK-BP, первую англо-российскаую компанию с соотношением капиталов 50 на 50. Этот запрет вписывается в общее направление политики российского правительства, стремящегося вернуть себе контроль над стратегическим зонами экономики страны и не допустить иностранцев до самых лакомых кусочков.
О запрете стало известно после того, как российские чиновники заявили, что не стоит позволят компании Siemens покупать "Силовые машины" - энергетическую компанию, которая тоже считается стратегическим активом.
Это решение было принято Россией после длительного периода удерживания высоких цен на нефть, и все свидетельствует о том, что контроль над энергетическими рынками вновь перешел к странам с обширными резервами.
Список выставленных на торги объектов из разряда нефтяных и газовых проектов на этот год включает в себя "Сахалин 3", гигантский нефтепромысел на дальнем востоке России, в разработке которого рассчитывала принять участие компания Exxon, а также готовые к работе месторождения в северной части страны, на которые, как полагают, претендовали TNK-BP, Chevron и Total.
В список также входят некоторые залежи минералов, в том числе самые крупные в России золотые месторождения, которые планировала разрабатывать лондонская компания Fleming Family and Partners, а также медные прииски, в которых были заинтересованы китайские компании.
По мнению аналитиков, если в будущем упомянутые ограничения будут применены к другим сферам экономики, это может серьезно навредить компании BP, которая за участие в компании TNK-BP заплатила 7,5 млрд долларов. Стивен О'Салливэн, гава отдела исследований московской инвестиционной компании United Financial Group, сказал: "Когда ВР принимала решения о седелке, аналитики компании наверняка учитывали возможную прибыль от разработок новых месторождений. Теперь, похоже, что эти месторождения будут вне их досягаемости.
Эксперты считают, что последний шаг российского правительства является продолжением политики Кремля и может привести к ограничению возможных инвестиций в стране и не допустить в нее иностранные капиталы. Стивен О'Салливэн сказал: "Есть много стран, например, Мексика, Саудовская Аравия и Кувейт, которые не допускают иностранные компании к разработке своих природных ресурсов. Россия в этом смысле всегда была исключением. С другой стороны, это напоминает приватизацию 1990-х, когда иностранцев точно также не допустили до участия в покупке.
Источник, близкий к Министерству природных ресурсов, сказал, что это решение в интересах России. "Иностранные компании часто скупают наши резервы только для того, чтобы увеличить свою рыночную капитализацию, а не для того, чтобы их разрабатывать, а что касается металлов, то мы предпочитаем, чтобы металлургическое производство развивалось в России, а не экспортировать металлы в качестве сырья".
Человек, близкий к TNK-BP сказал, что сожалеет о запрете.