Вот уже год и девять месяцев, как в камере полицейского участка в Русском подворье Иерусалима находится самый колоритный заключенный из тех, которых эти места помнят.
Российские власти обвиняют иммигранта Владимира Файнберга в том, что он выкрал из исторического архива в Санкт-Петербурге важные документы, в том числе письма, написанные царями из династии Романовых. Общая стоимость документов оценивается в десятки миллионов долларов.
Россия хочет, чтобы Файнберга выдали для передачи под суд, и сейчас уже идут юридические процедуры, необходимые для экстрадиции. Семья Файнберга горячо возражает против его экстрадиции, в первую очередь напирая на то, что в России у него не будет шанса на справедливый суд. Они также выражают опасения, что он не сможет выжить в условиях российской тюрьмы.
Петиция, инициированная депутатом кнессета Романом Бронфманом, где призывают государство отказаться от экстрадиции гражданина Израиля, подписана 30 депутатами из различных фракций. Верховный суд со своей стороны скоро вынесет решение по апелляции семьи Файнберга, опротестовывающей решение районного суда в отношении экстрадиции. После вынесения вердикта дело попадет на стол министра юстиции Ципи Ливни, которая окажется меж двух огней, будучи министром юстиции и абсорбции иммигрантов.
По утверждению российских властей, Файнберг, которому принадлежал антикварный магазин в Санкт-Петербурге, возглавлял банду, члены которой в 1994 году взломали архив и выкрали оттуда более 7 тысяч документов. Им помогали деловой партнер Файнберга и бывший охранник. Некоторые из документов - это декреты и приказы о назначении, подписанные царями, они имеют меньшую ценность, рукописные письма представляют значительно больший интерес, а самый ценный экземпляр - личное письмо Екатерины Великой.
Файнберг, однако, говорит, что он купил эти документы у охранника, который сказал ему, что обнаружил их на чердаке дома в деревне под Санкт-Петербургом. Он утверждает, что понятия не имел, что они были украдены.
Факт пропажи документов был установлен, только когда Файнберг выставил их на аукционе JA Stargardt в Берлине. Владелец аукциона захотел убедиться в подлинности документов и обратился в архив Санкт-Петербурга. Было установлено, что документы подлинные, но ворованные.
Это происшествие вызвало всплеск возмущения в России - если хищение природных богатств и ресурсов в разваливающейся империи кажется приемлемым, то воровство культурных сокровищ было воспринято как более серьезное преступление.
Все, причастные к преступлению, были арестованы, а Файнберг заслужил клеймо "еврейский мозг банды". После 10 месяцев содержания под стражей Файнберга освободили под залог в 50 млн рублей и продолжали вызывать для дачи показаний. Он вернул все документы, которые у него были.
В период ведения следствия его жизнь оказывалась под угрозой. "После того как в его машину стреляли, он решил бежать, - рассказывает его жена Надя Манина, в настоящее время проживающая со свекровью в Тель-Авиве. - Если его экстрадируют, он будет в России совсем один. Вся семья, в том числе его сын, уже перебрались в Израиль".
В конце 1996 года Файнберг, который бежал из России через Польшу, приехал в Израиль по туристической визе. Три месяца спустя он стал гражданином Израиля и открыл антиварную лавку.
Тем временем в России его делового партнера приговорили к 7 годам лишения свободы, впоследствии снизив этот срок до двух лет. Охранника осудили на 9 лет.
В июне 2003 года в 5 утра полиция постучала в дверь Файнберга в Тель-Авиве. Просьба об экстрадиции поступила от российских властей. С тех пор Файнберг находится под стражей, а его жена и сын развернули кампанию по привлечению общественного внимания к его проблеме.
На этой неделе Файнберг, находясь в тюрьме, сказал в интервью Haaretz: "Я ничего не крал. Я совершил ошибку. У меня 30-летний опыт в этом бизнесе. Если бы я украл эти документы, я не стал бы тут же выставлять их на самый представительный аукцион. Это все равно, что украсть "Мону Лизу" и выставить ее на "Сотбис". Я подставился. У меня произошел несчастный случай на производстве. А теперь КГБ хочет мне отомстить".
По словам Файнберга, когда эта история всплыла на поверхность, нынешний президент России Владимир Путин как раз возглавлял избирательную кампанию мэра Санкт-Петербурга, и дело приобрело политическую окраску. "С помощью моего дела Путин изобразил себя хранителем русской культуры. Евреи обворовали Россию и скрылись с огромными деньгами, но их не выдают. Израиль их защищает. Я единственный, кого здесь держат за решеткой, как будто я представляю угрозу общественности".
По условиям российской конституции Россия не выдает своих граждан в другие страны. По законам Израиля, если прошение об экстрадиции будет отклонено, Файнберга могут судить в Израиле.