Выставка "Варшава - Москва" пробуждает старые обиды
"Черный квадрат" Казимира Малевича снова возвращается в Москву. Он был центром уже закрывшейся в Польше выставки "Варшава - Москва 1900-2000", которая после Варшавы с марта по июнь будет экспонироваться в Третьяковской галерее в Москве. Малевич, выросший на Висле и прославившийся на Москве-реке, постоянно курсировал между двумя городами. В предисловии к каталогу сообщается, что организаторы выставки хотели, чтобы шедевры говорили своим собственным языком, что они не хотели расставлять какие-либо политические акценты. Но без последних обойтись не удалось.
На выставке были представлены плакаты времен советско-польской войны 1920 года, в которой обе стороны утратили свой человеческий облик. Там же были картины, символизирующие массовое убийство в Катыни. То, что советские органы безопасности в 1940 году неподалеку от русской деревни Катынь расстреляли более 4000 пленных польских резервистов, включая членов семей, даже через полтора десятилетия после крушения восточного блока отягощает отношения между двумя странами. И это доказывают не только сердитые комментарии российской прессы, посвященные выставке.
В Польше недовольны тем, что российская прокуратура с самого начала не предприняла никаких усилий для выявления еще живых преступников. Однако московская пресса ставит другой вопрос, который в Польше снова рассматривают как провокацию: что такое 4000 расстрелянных в Катыни по сравнению с 40 тысячами пленных красноармейцев, которые в результате "чуда на Висле" умерли с голоду в 1920 году, то есть после победы польских войск над устремившейся на запад революционной армией? Польша всегда оспаривала эти данные. И факт, что теперь она жалуется на то, что советские оккупанты после Второй мировой войны навязали стране коммунистический режим, снова не вызывает в Москве понимания. Польша, говорят там, неблагодарна: ведь сотни тысяч красноармейцев пожертвовали своей жизнью ради ее освобождения от фашистов.
Комментатор "Комсомольской правды" упрекнул поляков даже в том, что они начали войну и заняли Кремль в 1610-1612 годах. В сознании поляков эти годы имеют третьестепенное значение, однако в Москве те давние события сейчас вытащили на свет: 4 ноября, день капитуляции сначала оголодавшего, а позже жестоко раздавленного польского войска хозяин Кремля Владимир Путин недавно возвел в ранг национального праздника - вместо 7 ноября, дня Октябрьской революции.
Борьба против незваных польских гостей в "золотой век" русского искусства, в XIX веке, стала одним из стержней национальной мифологии. Ей посвящена первая русская опера "Жизнь за царя" Михаила Глинки, изображающая поляков надменными, жестокими и коварными. Характерно, что лет 15 назад гостеприимные русские хозяева во время визита в Москву Леха Валенсы попробовали затащить тогдашнего польского президента в Большой театр на популярную до сих пор оперу Глинки, чем привели его в сильное смущение. В последний момент польской стороне удалось воспрепятствовать этим планам.
Кроме того, поляков в русской литературе называют "проклятым латинянами", которые угрожают православию. Да, польско-литовское королевство в начале XVII века с одобрения Папы пыталось привести православную церковь в лоно Рима. "Коварный иезуит" в свите польских вельмож - это и персонаж драмы Пушкина "Борис Годунов", это и суть большой оперы Мусоргского о царе. Поляки - снова агрессоры, как и в повести Гоголя "Тарас Бульба". То есть поляки в традиционном русском понимании являются врагами России и православия.
В российском освещении прошлогоднего украинского государственного кризиса все эти представления снова оказались востребованными. Поводом послужила посредническая миссия Европейского союза, а именно, президентов Польши и Литвы, Александра Квасьневского и Валдаса Адамкуса. Получилось, будто новый польско-литовский союз снова собирается отобрать у русских Киев, потому как Киев, "мать городов русских", долгое время принадлежал двойной монархии, управляемой из Варшавы.
В Кремле с практически неприкрытой яростью смотрели, прежде всего, на Квасьневского - бывший партийный функционер задавал в Киеве тон переговорам. То, что фаворит Кремля, олигарх Виктор Янукович в конечном счете потерпел неудачу, приписывают в первую очередь Польше. Опять поляк, который действует против Москвы. После Збигнева Бржезинского, советника по безопасности США в 1970-е годы, после Папы, без которого, наверное, не возник бы профсоюз "Солидарность" и советская империя рухнула бы не так быстро. Католическая Польша и Литва заразили перестройкой католиков Западной Украины.
Теперь Польша и Литва громче всех требуют от ЕС открыть Украине перспективу для вступления в Европейский союз. Тем самым перечеркнут план Путина по созданию нового Советского Союза через "единое экономическое пространство" с православными "братскими народами", украинцами и белорусами.
При наличии таких натянутых отношений маленьким чудом является уже то, что выставка "Варшава - Москва" проходит на таком высоком уровне, с произведениями Шагала, Филонова, Кандинского, Лентулова, Родченко, Врубеля и мало известных в Западной Европе великих польских художников вроде Новосельского и Виткацы. Она также свидетельствует о том, что в советское время с обеих сторон в обществе существовал интерес друг к другу, но не на официальном уровне. Организаторы с любовью воссоздали "комнату диссидента" с оригинальной мебельной обстановкой социалистических времен.
Москвичи читали Станислава Лема и слушали польский джаз; Польша была "окном на Запад", здесь вышла запрещенная в СССР "Лолита" Набокова. Варшавяне увлекались такими бардами, настроенными против режима, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Однако сегодня Варшава смотрит на Запад, и голоса из Москвы времен путинской реставрации становятся все глуше. Нет сейчас и такого харизматического человека, который бы курсировал между двумя городами, как когда-то Малевич.