Битая посуда, уничтожение банков данных и объявления на сайтах знакомств, взятые из головы: поскольку российские законы работают только на бумаге и не предусматривают должных компенсаций, некоторые россияне по-своему мстят за увольнение в кризисных условиях
Российское трудовое законодательство является социально ориентированным и предоставляет рабочим и служащим целый ряд гарантий. На бумаге. Потому как у Трудового кодекса, как называется сей свод законов, имеется один принципиальный недостаток - он применяется лишь в исключительных случаях. В реальности чаще действует принцип "хочу - принимаю на работу, хочу - увольняю". Многие работодатели обращаются со своими сотрудниками, как помещики с крепостными. Теперь, когда страну захлестнул кризис, многих из моих друзей и знакомых уволили или отправили в неоплачиваемый отпуск. Или начальники просто, без излишних церемоний, сократили им зарплату, кому повезло - на 10%, кому нет - на все 50%.
Креативная месть - не исключение
На помощь сверху или, например, со стороны профсоюзов российским работникам надеяться не приходится: в бывшем "раю трудового народа" вместо социализма или социально ориентированной рыночной экономики сегодня господствует хищнический капитализм в полном соответствии с теорией Дарвина - выживает сильнейший. Крупные профсоюзы, в отличие от Германии, существуют не столько для того, чтобы отстаивать перед работодателями интересы работающих, сколько наоборот - чтобы держать работающих в узде. Но какой бы слабой ни была защита со стороны законов, государства и общественных организаций - а может быть, именно по причине этой слабости - жители самой большой страны мира знают, как помочь самим себе, пишет бывшая профсоюзная газета "Труд". Креативность и изобретательность россиян не зря стали легендой: если уж уволенным не приходится надеяться на законные отступные, то бороться за справедливость - или хотя бы отомстить - можно и другими методами.
Уволенная Ирина, инженер по профессии, и 50 ее товарищей по несчастью прибегли, скорее, к западному методу, объявив о проведении митинга. Однако когда настал час Х, мужество, как пишет "Труд", покинуло большинство сокращенных - в публичном протесте приняло участие всего лишь семеро. Этим немногим смельчакам, очевидно, было известно, чем им это грозит: Ирина, организатор митинга, не продержалась на улице и пяти минут - милиция приехала моментально и задержала ее.
Если даже мягкие формы протеста подавляются такими топорными методами, то не следует удивляться, когда кое-кто прибегает к более действенным средствам. Как, например, Ольга, которая отвечала в своей компании за рекламу. В отместку за увольнение она выложила на сайте знакомств фотографию и телефон своего начальника. Чтобы окончательно добить беднягу, она также написала, что его больше интересуют привлекательные представители одного с ним пола, нежели противоположного - в России, где Православная церковь называет гомосексуализм болезнью, это удар ниже пояса. И хотя ее начальнику удалось достаточно быстро удалить объявление с сайта, его телефон разрывался от звонков в течение двух дней - похоже, его внешность тронула одинокие мужские сердца.
Разбитая посуда, измененные пароли
Недовольство своим увольнением гораздо более непосредственно выразила одна женщина-дизайнер: вызванная в кабинет своего шефа, она, только услышав о предстоящем сокращении, начала в истерике бить посуду, сбросила на пол с полок все, что на них стояло, и вышвырнула в окно вазу; справиться с бедной женщиной удалось лишь сотрудникам местной службы безопасности, которые прибежали на шум, сообщает "Труд". Они, что типично для России, проявили человечность, и, вместо того чтобы передать несчастную женщину в руки милиции, отпаивали ее в своем кабинете чаем, пока та не успокоилась.
Системный администратор Петр после того, как ему объявили об увольнении, на мелочи размениваться не стал: в последний рабочий день он просто изменил в корпоративной компьютерной сети все пароли. И каким бы подлым этот шаг не выглядел на первый взгляд, все же в какой-то степени Петр имел на него моральное право: его работодатель задолжал ему зарплату за несколько месяцев. Директор тоже нашел очень простой выход, чтобы вернуть сетевые пароли - он просто выплатил Петру все его деньги.
Помощница вышла из себя
Если действия Петра объяснения не требуют, то в случае Василисы, помощницы директора, симпатии непредвзятого наблюдателя достанутся работодателю. Василиса, которую не отпустили в очередной отпуск, положила ему на стол заявление об уходе - и стерла с сервера все базы данных клиентов, наработанные за три года.
Рискованным для работодателей, как показывает случай с Антоном, оказывается гнев сотрудников, имеющих непосредственные контакты с клиентами. Когда он, организатор корпоративных мероприятий, узнал о своем увольнении, то на последнем из устроенных им праздников Антон просто выступил с разоблачительной речью, поведав присутствующим о своем работодателе многое из того, что тот предпочел бы не афишировать.
История о служебном романе
Особую осторожность начальнику следует проявлять в том случае, если его отношения с тем или иным сотрудником не ограничиваются служебными. Это подтверждает пример Владислава: узнав об увольнении, он почувствовал себя дважды обманутым своей начальницей, с которой у него был служебный роман. Они так громко ругались, что, как пишет "Труд", под дверями ее кабинета собрался весь трудовой коллектив. Перед тем как уйти с работы, Владислав разослал всем сотрудникам по компьютерной сети ее откровенные фотографии, которые он сделал еще в то время, когда их отношения были гораздо более теплыми. Очевидно, снимки оказались столь впечатляющими и настолько не соответствовали образу строгой начальницы, что из-за постоянных косых взглядов ей в конце концов также пришлось уволиться.
Этот пример доказывает, что даже в случае бездействия законов справедливости добиться можно - пусть даже порою окольным и не очень чистым путем. В Германии с нашими строгими предписаниями, запретом на необоснованные увольнения и неукоснительным соблюдением законов жизнь, безусловно, гораздо более спокойная - но также и гораздо более скучная.
Борис Райтшустер - руководитель Московского бюро журнала FOCUS