И в израильском, и в палестинском лагере хватает тех, кто понимает, что тянуть время в данном случае означает выигрывать его, пишет в El País М.А.Бастеньер. Для израильской стороны - потому, что колонизация оккупированных территорий идет темпами, откладывающими на неопределенный срок надежды на мир. Для арабской - потому, что палестинское меньшинство полагает, будто достаточно иметь больше детей, чем у евреев, чтобы вынудить их рано или поздно уйти с Западного берега реки Иордан. Некоторые особо апокалиптически настроенные добавляют, что крестоносцы тоже пробыли здесь 200 лет, но в конце концов собрали чемоданы.
В случае с "Ликудом" и "Кадимой" своего апогея достигает теория выбора наименьшего из двух зол: если на фоне однозначных заявлений Нетаньяху об отказе уйти с оккупированных территорий слова лидеров "Кадимы" о возобновлении переговоров и делают последнюю похожей на партию мира, то в реальности "Кадима" никогда не сообщала о графике ухода по той простой причине, что ни одно израильское правительство никогда не проявляло желания выполнить резолюцию 242 Совета Безопасности ООН о возвращении к границам 1967 года, отмечает Бастеньер. И в этом смысле, продолжает он, победа Нетаньяху положила бы конец бесконечным уверткам в вопросе никогда не начинавшихся переговоров, тогда как победа "Кадимы" имела бы те же губительные последствия, но с безупречным алиби: "Я хочу, но мне не позволяют".
И хотя израильское правительство на словах уже согласилось с идеей двух государств, есть проблемы: Израиль никогда не говорил, что готов отказаться от арабской части Иерусалима и тем более от эспланады мечетей; сионистское государство не считает себя политическим или экономическим должником миллионов потомков палестинских беженцев 1948, 1967 и 1973 годов; "Хамас" продолжает утверждать, что его цель - уничтожение сионистского государства, а недавняя израильская операция против населения сектора Газа укрепила позиции террористической группировки в глазах палестинского народа в ущерб "Фатху" и его лидеру Аббасу.
Международная дипломатия призывает к стабилизации, но пока месяцы, если не годы, были потрачены просто на предварительную подготовку. Бастеньер высказывает сомнения в способности Барака Обамы заставить или убедить Израиль вплотную заняться этим вопросом, ведь в распоряжении американского президента - все те же деятели, которые строили в прошлом веке абсолютно неравный альянс, руководствуясь исключительно интересами Израиля.