"Надеюсь, Джонатан Ласт чуть поаккуратнее обходится с данными о демографической ситуации в США, чем обошелся с данными по России", - с легкой иронией замечает в начале статьи обозреватель Forbes Марк Адоманис.
Ласт - автор книги "What To Expect When No One's Expecting" ("Чего ожидать, когда никто не ждет ребенка"). Адоманис приводит цитату из книги Ласта, касающуюся России, а затем пытается проверить его утверждение.
Итак, Ласт пишет: "Россияне с таким унынием смотрят в будущее, что у них на 30% больше абортов, чем рожденных детей. Пожалуй, более ужасающей статистики мир еще не видел. Она наводит на мысль, что у этого общества пропала воля к жизни".
Адоманис, однако, приводит свежие российские данные: "В 2012 году на 100 новорожденных детей приходилось примерно 42 аборта, а не 130. В последний раз число абортов превысило число новорожденных на 30% или больше в 2002 году". Да и 130 абортов на 100 новорожденных - это намного лучше, чем статистика начала 1990-х, замечает Адоманис.
Если полагать, что число абортов - показатель "воли нации к жизни" (сам Адоманис с этим решительно не согласен), то россияне становятся только оптимистичнее.
Заодно автор подчеркивает: не факт, что при автократиях рождаемость падает, а при демократии - растет. Он обнаруживает пугающий факт: "все восточноевропейские страны, включая те, что полностью интегрировались в ЕС и НАТО, при коммунистическом режиме были более стабильны в демографическом плане".