Владимир Путин проводит чистку в крупнейших российских государственных компаниях, пытаясь положить конец клановому управлению, которое зачастую приводило к обогащению высшего руководства, в то время как государственная казна оставалась пустой.
По словам экспертов, во всех компаниях - от газового гиганта ?Газпрома? до алмазодобывающей монополии ?Алроса? и МПС - российский президент пытается искоренить практику устных договоренностей, характерных для времен правления Ельцина, в результате которых государство закрывало глаза на недостатки в управлении компаниями в обмен на ключевую финансовую и политическую поддержку во время выборов.
Не все одобряют используемые Кремлем методы, включающие откровенное вмешательство в ход региональных выборов. И некоторые задаются вопросом, не найдут ли назначенные Путиным новые руководители свои способы личного обогащения. Однако многие эксперты считают, что развернутая Кремлем кампания приведет к появлению более прозрачных и добросовестно выплачивающих налоги компаний и улучшению инвестиционного климата.
Политический эксперт Объединенной финансовой группы (ОФГ) в Москве Кристофер Гравиль называет это ?избавлением от кланов?.
По его словам, Путин пытается ?освободить частный семейный бизнес от государственной бюрократии и государственных компаний?, добиваясь создания ?более нормальной бюрократии, занимающейся законным регулированием, и более нормального бизнеса, ведущегося в интересах акционеров, будь то государство или частные лица?.
Объектами внимания президента стали предприятия, до сих пор принадлежащие государству или находящиеся под его контролем, которые в эпоху Ельцина так и не превратились в эффективно работающие компании, ориентированные на получение прибыли. Их руководители могли свободно переводить активы и наличные средства в другие фирмы (или заключать с ними выгодные контракты), принадлежащие их родственникам. Им было необходимо лишь обеспечивать финансирование избирательных кампаний и благожелательное освещение действий Кремля в СМИ. На жалобы налоговых органов и миноритарных акционеров клановые руководители просто не обращали внимания.
Путин пользуется большой популярностью у избирателей, поэтому он менее зависим от российской бизнес-элиты, чем Борис Ельцин в последние годы своего пребывания в Кремле. Сейчас власть Путина главным образом опирается на народ, который рассчитывает, что президент поднимет его жизненный уровень. А самый быстрый способ повысить зарплату и восстановить систему социального обеспечения - это прекратить утечку средств из крупных государственных компаний.
Наступление Кремля на эти компании началось прошлым летом, когда с поста руководителя ?Газпрома? был смещен Рем Вяхирев, но скорость оно набрало с наступлением нового года. На этой неделе Генпрокуратура начало расследование о хищении средств в дочерней компании ?Газпрома? ?Сибур? и арестовала трех ее руководителей. Никому них не было предъявлено никаких обвинений. Еще в конце ноября, когда Путин разносил ветеранов ?Газпрома? на встрече в Сибири, российский президент намекнул, что внимательно следит за ?Сибуром?, ?Вы должны уделять пристальное внимание вопросам собственности?или вы потеряете не только ?Сибур??, - отметил он. Государство владеет 38% акций ?Газпрома?.
На прошлой неделе Путин снял с поста главы МПС Николая Аксененко после того, как Генпрокуратура предъявила ему обвинение нецелевом использовании 2,3 млн. долларов государственных средств. Аксененко, пользовавшийся большим влиянием в эпоху правления Ельцина, заявил, что выдвинутое против него обвинение имеет политическую подоплеку.
Эти перемены уже вызвали определенный прогресс. Правление ?Газпрома? приняло меры по обеспечению строгого финансового контроля за деятельностью компании и пытается увеличить ее рыночную капитализацию. В будущем государство планирует распродать ?Газпром? по частям с максимальной выгодой.
Однако Кремлю пришлось столкнуться с серьезным сопротивлением. Алексей Миллер, подобранный Путиным на пост главы ?Газпрома, в конце прошлого года лег в больницу на фоне слухов о том, что он не выдержал стресса в ходе противоборства со старой гвардией. ?Газпром? это опроверг, и Миллер вскоре вышел на работу. Однако он по-прежнему находится в состоянии напряженного противостояния с Вяхиревым, который сейчас является председателем Совета директоров. При этом сын Вяхирева продолжает руководить подразделением ?Газпрома?, которое занимается экспортом (в прошлом году объем продаж составил 14 млрд. долларов).
Мало кто из экспертов считает, что государство посадит бывших руководителей за решетку. По словам экспертов, стратегия Путина заключается в том, чтобы заставить бизнесменов бояться совершать новые преступления, а не наказывать их за старые. Председатель московского брокерского дома ОФГ Чарли Райан говорит, что напряженная атмосфера всеобщего страха улучшит нравственный климат в российском бизнесе. ?В стране, переживающей переходный период, инвестиционный климат становится безопаснее, если правительство стремится поймать крупную рыбу?поскольку это становится предупреждением для более мелкой рыбешки?, - отмечает он.
И все же некоторые опасаются, что Путин приносит демократию и законность в жертву ради стабильности в стране. Кремль вел себя деликатно с руководителями из числа старой гвардии, которые соглашались отойти в сторону, правда, к тем, кто упорствовал, он принимал крутые меры. По словам политических экспертов, Кремль оказывает беспрецедентное давление на ход выборов президента Якутии, где Путин хочет иметь своего человека в алмазодобывающей компании ?Алроса?. Кремль отрицает свое вмешательство в ход выборов.
Руководитель фонда ?Гласность? правозащитник Сергей Григорьянц не видит ничего позитивного в перестановке фигур во властных структурах. ?Я думаю, что основная цель - это передел собственности, - отмечает он. - У нас не было еще ни одного случая, когда та, или иная компания начинала работать лучше, чем в прошлом?. И одновременно с устранением финансовых оппонентов, - добавил но, - государство объявило войну правозащитным организациям и региональным лидерам.
Другие критикуют Путина за избирательность нападок, которым уже подверглись и правительственные чиновники. В декабре он предупредил различные контролирующие органы, что своими ?постоянными вымогательствами? они тормозят развитие малого бизнеса. Но в то же время Россия отказалась сотрудничать со швейцарскими правоохранительными органами в деле Павла Бородина - бывшего управляющего делами Кремля и наставника Путина, которому в Швейцарии было предъявлено обвинение в отмывании денег. Бородин отрицает свою причастность к какой бы то ни было противозаконной деятельности.