С тех пор как в середине декабря Юрий Шмидт получил письмо из российской Генпрокуратуры, адвокат понял, что в новом году ему предстоит провести много времени в самолетах, гостиницах и тюремной камере, расположенной в 4745 километрах от Москвы. Ведь российская юстиция готовит новый процесс против самого знаменитого клиента Шмидта - Михаила Ходорковского, бывшего российского олигарха и бывшего главы нефтяной компании ЮКОС, который в мае 2005 года в результате судебного процесса, проходившего в Москве и расцененного критиками как показательный, получил наказание в виде восьми лет лишения свободы якобы за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и прочие преступления.
Новый процесс против Ходорковского и его бывшего партнера Платона Лебедева готовится теперь уже не в российской столице, а в Чите, отдаленном регионе к востоку от Байкала, недалеко от границы с Монголией. В середине декабря Ходорковский и Лебедев были переведены из своих колоний в Читу. "Согласно российскому законодательству новый процесс должен проходить в Москве, - говорит Юрий Шмидт. - Выбор места его проведения, не соответствующий закону, не только сильно затрудняет общение с Ходорковским его адвокатам и родственникам. Этот выбор также призван препятствовать освещению нового процесса многочисленными западными наблюдателями и корреспондентами".
Обвинения в отношении Ходорковского и его бывшего партнера Лебедева заключаются в следующем: как руководители и владельцы ЮКОСа они в период с 2001 по 2003 год использовали незаконную схему освобождения от налогов своих дочерних фирм "Фаргойл" и "Ратибор" в свободной экономической зоне Мордовии. Через якобы незаконную продажу нефти за границу ими было получено 6 млрд долларов, которые были отмыты через зарубежные счета руководителей ЮКОСа. "Все используемые тогда ЮКОСом схемы освобождения от уплаты налогов были полностью законными. Но сейчас следователи даже утверждают, что Ходорковский содержал якобы на отмытые деньги свой тогдашний фонд "Открытая Россия", - говорит адвокат Шмидт.
Обвинение в отмывании денег
Официально по уголовному делу номер 18/41-03 еще никаких обвинений не предъявлено. Обвинение бывших олигархов якобы в отмывании денег впервые прозвучало еще в 2003 году. Тогда часть дела против Ходорковского и Лебедева московские следователи выделили в отдельное производство. Теперь же множатся признаки предстоящего обвинения: в начале декабря прокурор Салават Каримов, возглавляющий по приказу Кремля с 2003 года расследование против Ходорковского и ЮКОСа, был поставлен во главе следственной группы, насчитывающей 17 человек, которая занимается подготовкой нового процесса. 27 декабря в Чите прошел первый допрос Ходорковского и Лебедева - в то время, как выразился адвокат Шмидт, "когда Кремль мог быть уверенным, что весь мир занят праздниками и резонанс окажется незначительным". На среду был назначен следующий допрос.
От сотрудничества с правосудием Ходорковский, который во время первого процесса отвечал на все вопросы, уже отказался. В обвинительном приговоре на процессе в Москве судья просто огласила "ранее написанное прокурором Каримовым обвинение", включая многочисленные "грубые юридические и грамматические ошибки", насмехался Ходорковский в своем заявлении, распространенном его защитниками. "Я не сомневаюсь, что новый процесс станет таким же фарсом, как и предыдущий. Принимать участие в подобном фарсе я считаю недостойным". Поэтому на первом допросе Ходорковский, по словам адвоката Шмидта, не ответил ни на один вопрос следователя.
Почему новый процесс готовится именно сейчас? К октябрю 2007 года Ходорковский, приговоренный к восьми годам лишения свободы, отсидит в СИЗО и в колонии в общей сложности четыре года. В России по истечении половины срока заключенный имеет право на досрочное освобождение. Теоретическая возможность его досрочного возвращения на свободу "сильно беспокоит некоторых высокопоставленных сотрудников администрации президента", считает Ходорковский. Ведь в ходе парламентских выборов, которые состоятся в конце 2007 года, и президентских, запланированных на 9 марта 2008 года, Кремль хочет, избавившись от любой критики, без помех провести преемника Владимира Путина и установить в России новую власть.
Приговор по мнимому обвинению в отмывании миллиардных денежных сумм предполагает возможность на долгие годы запрятать Ходорковского в колонии. Кроме того, Кремль хочет прибрать к рукам оставшиеся активы, которое Ходорковский и его партнеры заблаговременно вывели за границу, пишет экономическая газета "Ведомости". К тому же обвинение, будто за счет отмытых денег Ходорковский финансировал фонд "Открытая Россия" - к настоящему времени закрытый Кремлем - прекрасно вписывается в кремлевскую кампанию дезинформации, направленную против российских и зарубежных институтов гражданского общества, полагает Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы. "Открытая Россия" поддерживала в стране многие неправительственные организации - и вынесение приговора Ходорковскому по обвинению в отмывании денег может обернуться для них преследованиями со стороны российской юстиции.