Как стало известно в результате 15-месячного журналистского расследования The New York Times, в прошлом году власти Израиля, намереваясь нанести удар по иранскому ядерному комплексу в Натанзе, запрашивали у США специальные боеприпасы для уничтожения ДОС, оборудование для дозаправки в воздухе и разрешение на полеты в иракском воздушном пространстве - но получили отказ. Впрочем, в американской администрации израильтян якобы постарались успокоить и сообщили, что Джордж Буш санкционировал секретную операцию, направленную на саботаж иранской программы по созданию ядерного оружия.
Расследование также показало, что, вопреки словам некоторых критиков Буша, уходящий президент "никогда не давал Пентагону указаний выходить за рамки подготовки плана действий на случай чрезвычайных обстоятельств, даже в последний год президентства".
В конце 2007 года в докладе National Intelligence Estimate Пентагон заявил, что Иран фактически прекратил разработки ядерного оружия, напоминает автор статьи Дэвид Сэнджер. Однако в опубликованной версии документа содержался лишь намек на то, что было пространно изложено в засекреченном варианте: спецслужбы подозревали, что у Ирана, помимо известных заводов, имеется еще 10-15 объектов околоядерной направленности, на которых могли вестись работы по созданию компонентов ядерного оружия.
Сэнджер указывает, что именно отчет Пентагона подтолкнул израильское руководство к подготовке собственной операции: ознакомившись с документом, Ольмерт заключил, что Буш не станет заниматься иранской ядерной программой, и решил взять дело в свои руки. Однако на просьбу предоставить необходимые для авиаудара технические средства и право на полеты в воздушном пространстве Ирака американская сторона ответила решительным отказом, поскольку возникли опасения, что это приведет к "вытеснению американских сил из страны". Вместе с тем, чтобы удержать Израиль от решительных действий, в администрации США решили активизировать разведывательную деятельность в Иране.
В израильских учениях, проводившихся в июне минувшего года в акватории Средиземного моря, американские эксперты распознали "репетицию" удара по Натанзе. В администрации Буша всерьез задумались над тем, какова должна быть реакция США в том случае, если ВВС Израиля появятся в воздушном пространстве Ирака без разрешения. Однако "израильские чиновники, похоже, поняли, что без поддержки американцев они не смогут нанести по объекту достаточно эффективный удар", который стал бы решающим для иранской ядерной программы.
Когда стало ясно, что "иранцы производят уран быстрее, чем [американские] санкции приносят плоды", Буш обратился за помощью к ЦРУ. Перед спецслужбами были поставлены две основные задачи: замедлить работы на объекте в Натанзе и постоянно оказывать давление на "малоизвестного иранского профессора по имени Мохсен Факризаде", который, согласно разведданным, руководит работами по созданию иранской ядерной бомбы.
Ранее подобные попытки уже предпринимались, хотя и не принесли ощутимого результата: как сообщает The New York Times, несколько лет назад американские спецслужбы "поколдовали" над закупленными Ираном в Турции силовыми установками, приводящими в движение центрифуги. Некоторые из них в результате взорвались.
По данным американского издания, на этот раз речь идет о более широком комплексе мер, охватывающих "всю промышленную инфраструктуру, на которой зиждется иранская ядерная программа".
Операция была запущена в начале 2008 года. Разведчики вновь пытаются внедриться в цепь поставщиков сырья и оборудования для иранской ядерной программы и вывести из строя иранские электронные и компьютерные системы, чтобы отсрочить тот день, когда у исламской республики появится оружейный плутоний.
Сообщается, что многие высокопоставленные американские чиновники настроены по отношению к данной программе скептически. Те, кто придерживается противоположной точки зрения, аргументируют свою позицию тем, что власти Израиля не отказались бы от прямого удара по иранскому ядерному объекту, если бы сочли американскую программу неэффективной.
Инициатива Буша перейдет по наследству к Обаме, отмечает автор статьи, и последнему сразу же после вступления в должность придется решить, "стоит ли из-за начатых Бушем секретных операций рисковать... интенсификацией дипломатического взаимодействия с Ираном". При этом любое решение принесет Обаме свои политические риски.
По последним оценкам американской разведки, имеющихся у Ирана мощностей достаточно, чтобы производить примерно одну боеголовку в восемь месяцев. "В каком именно состоянии находятся на сегодняшний день проекты Факризаде, неясно", - пишет Сэнджер. По его данным, основное опасение американских разведслужб состоит в том, что даже если ядерная программа и была приостановлена, нет никакой уверенности, что удастся своевременно получить информацию о ее возобновлении.