"Попытки проанализировать истинное значение мексиканского наркобарона Хоакина Гусмана Лоэры (он же Коротышка) - это постоянные метания между трагедией и фарсом", - пишет журналист The New York Times Азам Ахмед.
"Едва власти сумели заново изловить этого криминального авторитета, который сбежал из тюрьмы (а ранее, благодаря своей жестокости и подкупу чиновников, много лет гулял на свободе), начался цирк: выяснилось, что, будучи в бегах, он дал интервью актеру Шону Пенну и планировал снять про себя фильм", - поясняет автор.
Мексиканцы реагируют на эту историю насмешливо, недоверчиво или разочарованно. Но многие еще более усомнились в правительстве и его способности победить наркобаронов.
"Статья Шона Пенна привлекла поверхностный интерес многих, - говорит видный мексиканский историк Энрике Краузе. - Но суть в том, что у нас в Мексике есть колоссальная проблема с наркотиками и преступностью, с безнаказанностью и отсутствием верховенства закона в криминальной системе".
"Коротышка пойман, но как насчет остальных главных действующих лиц, которые причастны к безнаказанности и насилию в Мексике, как насчет политиков и полицейских, которые десятки лет были их союзниками и партнерами?" - вопрошает Краузе.
Операция по поимке Коротышки и его интервью в Rolling Stone подкрепили представление, что Мексику безвозвратно захлестнула нарковойна. Это неприятная новость для людей, которые стараются позиционировать ее как страну, где реформы в самом разгаре, правительство стало вести себя более ответственно, развиваются культура и туризм, отмечает автор.
В любом случае, театрализованная поимка Коротышки отвлекает внимание от истинных проблем Мексики, считает Ахмед. Аналитики задаются вопросом, почему правительство не может отыскать более 40 студентов, пропавших без вести в штате Герреро, и замедлить ослабление песо к доллару.
Тем временем в Синалоа, родном штате Коротышки, никто не радуется его аресту. "Когда Коротышка был здесь, мы чувствовали себя вполне комфортно, - сказала 16-летняя Эльвира из Лос-Мочис, где был схвачен Гусман. - А теперь мы беспокоимся, что сюда придет кто-то другой и попытается занять его место".
"Из 120 тыс. умерших за последние 10 лет половина погибла на войнах, которые начал картель из Синалоа", - отмечает журналист Эктор де Маулеон.
Наркокартели остаются коррумпирующей силой, которая контролирует все эшелоны власти. Правительства сменяются, картели же намного прочнее.
Поэтому большинство мексиканцев изливает свое недовольство в форме черного юмора. "Если ты можешь смеяться над чем-то болезненным, боль ослабевает", - поясняет писательница Дженнифер Клемент.