Глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный в интервью Tagesanzeiger рассказал, в чем, по его мнению, исключительность тех преступлений, в которых его организация обвинила сына российского генпрокурора Артема Чайку, и почему Европа и, в частности, Швейцария привлекают высокопоставленных российских чиновников.
"Почему все высокопоставленные российские чиновники отправляют детей за границу, хотя они и здесь (в России. - Прим. ред.) живут по-царски? Почему они едут праздновать Рождество не в Сочи, а в Европу? Потому что в Европе безопаснее и уровень жизни выше. Есть в этом какая-то ирония: даже сын генерального прокурора ищет для себя и своих детей безопасную страну", - сказал Навальный.
По его словам, "Артем Чайка - не заурядный коррумпированный чиновник, он свои деньги нажил не "обычными" хищениями... Люди вроде Артема Чайки не просто связаны с теми, кто совершает экономические преступления. Тут речь идет также и об убийствах, и о пытках. Поэтому мы считаем, что случай Чайки выделяется на общем фоне... С нашей точки зрения, на этот раз у швейцарской юстиции есть основания провести расследование".
"Даже для клептократии президента Путина это чересчур, - полагает глава ФБК. - Можно быть коррумпированным чиновником, можно подбрасывать своей жене и детям сделки и тендеры. Но быть связанным с бандой Цапков - это уже за гранью. Тем не менее, Путин не может уволить генерального прокурора, потому что на следующий день все газеты напишут: "Оппозиционный политик Навальный добился отставки генпрокурора". Это немыслимо. Так что они теперь не знают, что им делать. Я знаю, что в Кремле многие хотят, чтобы Чайка был уволен. Но нельзя, чтобы это выглядело, как моя победа".
"Шансов, что эта система поменяется самостоятельно, нет, - убежден политик. - Любые реформы ослабят Владимира Путина, поскольку они, среди прочего, неизбежно должны включать в себя меры по борьбе с коррупцией, монополизацией и централизацией. Думаю, в России никто уже не верит в перемены без внешнего давления на Кремль. Но и внутри кремлевского режима есть много влиятельных людей, которых эта система раздражает, поскольку она создает им проблемы. Представим, например, что я очень богатый коррумпированный министр, а у моей жены есть сто миллионов долларов. Но я не убиваю людей. И хочу эти деньги беспрепятственно инвестировать в Швейцарии, хочу, чтобы мои дети там учились. Но Путин на всех оказывает очень сильное давление. Путин начал войну, и все теперь живут в состоянии войны. Есть правила, которые запрещают госслужащим ездить за границу. Российских олигархов действия Путина тоже нервируют, потому что они влекут за собой крупный ущерб для их коммерческих предприятий".
"Все, чем занимается наш Фонд, в России делать опасно, - сказал Навальный. - У нас в офисе нет ни одного сотрудника, который еще не побывал бы на допросе. Следственный комитет у всех уже изымал компьютеры или телефоны".