Китай близок к покупке первой партии российских коммерческих самолетов после продолжавшегося почти десять лет процесса списания российской авиатехники и замены ее западными моделями
По данным сотрудников компаний, аффилированных с российским авиастроительным предприятием ?Авиастар?, президент Китая Цзян Дзэминь может подписать документы о первом заказе российских самолетов в ходе своего государственного визита в Москву, начинающегося в воскресенье. По словам Александра Севостьянова, представителя компании ?Новое содружество?, совладельца ?Авиастара?, первый заказ предусматривает покупку десяти самолетов Ту-204. По своим размерам эти самолеты сравнимы с ?Боингом-757?. ?Это - пробный шар?, - подчеркнул Севостьянов.
Высокопоставленный представитель ?China Aviation Supplies Import & Export Corp.?, правительственного агентства, через которое проходит большая часть контрактов по закупке авиатехники, сказал, что Китай интересуется как пассажирскими, так и грузовыми моделями ?Ту-204?, производящимися ?Авиастаром?, а также мощным ?Ту-214?, производящимся Казанским авиастроительным заводом.
Заказ не настолько велик, чтобы создать непосредственную серьезную угрозу американской компании ?Boeing Co.? или европейской компании ?Airbus Industrie?, которые производят большую часть мировых коммерческих самолетов. Кроме того, в прошлом российские самолеты обрели славу ненадежной и неэффективной техники, в связи с чем вероятность того, что многие авиакомпании разместят в этой стране крупные заказы до тех пор, пока новый самолет и его производитель не докажут свою состоятельность годами службы, очень мала.
К концу июля ?Boeing? ждет от Пекина подписания заказа примерно на 70 авиалайнеров, в том числе 30 самолетов 737-ой модели. Размещение этого заказа было задержано отчасти в связи с ухудшением американо-китайских отношений после апрельского столкновения американского самолета-разведчика с истребителем ВВС КНР. Один из лиц, знакомых с ситуаций, сообщил, что ?Boeing? настроен ?как никогда оптимистично? и предполагает, что сделка будет подписана в ближайшее время. Дерек Садубин, менеджер отдела промышленных исследований сиднейского ?Центра азиатско-тихоокеанской авиации?, считает, что ?заказ на поставки российского самолета является естественным шагом? в сложившейся политической обстановке.
Контракт о покупке российских самолетов стал возможен не только в связи с трениями между Пекином и Вашингтоном, но и в связи с укреплением отношений Китая с Москвой. Дзян и президент России Владимир Путин встретились в июне в Шанхае на саммите четырех среднеазиатских государств. В ходе саммита эта группа подвергла критике американский план создания национальной ПРО. Ожидается, что на следующей неделе лидеры двух стран подпишут новый договор о дружбе и сотрудничестве. Связи Пекина и Москвы крепнут; и судя по всему, заказ размещается не столько в силу спроса со стороны китайских авиакомпаний, сколько в связи со стратегическими интересами. ?Авиакомпании предпочитают западные самолеты?, - сказал Садубин, но Пекин считает этот авиазаказ ?достаточно мощным средством улучшения дипломатических отношений?.
Недавно, по словам китайских и российских источников, завод ?Авиастар? посетила высокопоставленная китайская делегация. Одна китайская группа изучила ?Ту-214?, представленный в прошлом месяце на Парижском авиашоу - его привезли туда специально, чтобы показать китайцам.
Помимо политической ценности заказа ?Ту-204? и ?Ту-214? ?очень похожи на ?B757?, но гораздо дешевле?, - заявил высопопоставленный представитель ?China Aviation
Supplies?.
В отличие от тех ?Туполевых?, которыми китайские авиакомпании пользовались в прошлом, новые модели предполагают возможность установки двигателей ?Rolls-Royce PLC? и авионики ?Rockwell Collins Corp.? ?Их самолеты стали лучше?, - сказал Ян Янли, глава российского отделения ?China Aviation Supplies?. Самолеты будут стоить от $25 до $30 млн. за штуку, в зависимости от того, какие в них будут применяться системы, западные или российские. Цена ?B757? составляет от $72,5 до $89,5 млн.
Однако после списания большей части старых российских самолетов, репутация которых пострадала после серии катастроф, китайские авиакомпании мало интересуются новыми ?Туполевыми?, предпочитая создавать авиафлот в соответствии со стандартами авиапромышленности, используя продукцию компаний ?Boeing? и ?Airbus?. Сотрудник департамента планирования ?China Northwest Airlines? сказал, что компания пытается продать два самолета старой модели ?Ту-154?, стремится упростить свой флот, старается избегать расходов, связанных с необходимостью хранить запчасти для различных моделей и не хочет закупать самолет нового типа.
Сун Лукинг, сотрудник планового отдела ?China Xinjiang Airlines?, сказал, что его компания не хочет покупать новые большие самолеты. В мае ?China Xinjiang? получила первый из трех заказанных в прошлом году ?B757-200? и в марте перестала летать на последнем из своих ?Ту-154?, хотя продолжает пользоваться тремя другими российскими самолетами. Представитель дирекции компании отметил, что быстро получить российские запчасти очень сложно. ?Обслуживание российских самолетов ведется несистематично и хаотично?, - сказал он. Один из сотрудников ?China Aviation Supplies? сказал, что российские самолеты расходуют больше топлива и менее надежны, чем западные.
В отличие от авиакомпаний восточного Китая западно-китайские фирмы, в частности ?Sichuan Airlines?, ?China Southwest Airlines?, ?China Xinjiang? и ?China Northwest?, не торопятся отказываться от российских самолетов. Ожидается, что именно они будут покупать новые ?Туполевы?.
?Им придется делать то, что им скажет ?Управление гражданской авиации Китая?, - заметил Садубин. - А управлению в свою очередь придется выполнять распоряжения государственного совета?.
Представители ?China Southwest? и ?Sichuan? отказались комментировать заказы, но подчеркнули, что их компании прекратили пользоваться своими ?Ту-154?.