Это была диковинная пестрая автоколонна, которая мчалась из московского аэропорта "Внуково" в центр столицы. По городской трассе первым мчался милицейский автомобиль с мигалкой, от него, несмотря на интенсивное движение, пытались не отстать почти две дюжины машин самых разных марок и цветов: "Волги" российского производства и "Вольво", автобусы "Фольксваген" и западные лимузины "Даймлер" и БМВ. Человек, которого везли таким манером в российскую столицу, сидел в одном из этих черных длинных и несколько старомодных лимузинов, являющихся принадлежностью московских улиц и правительственных будней. Для Эдмунда Штойбера, баварского премьер-министра и кандидата на пост германского канцлера, мэр Юрий Лужков выделил из своего гаража "ЗиЛ", так называется представительский автомобиль столичного производства.
Некоторая невежливость
Эта необычная автоколонна свидетельствует о том, что Штойбера в Москве принимали тепло, ведь согласно строгому протоколу речь идет лишь о визите баварского премьер-министра. Но встреча немецкого гостя была спланирована, как для высшего государственного деятеля, и поэтому его сопровождает столько сотрудников и журналистов. Он встречается с президентом Владимиром Путиным, с министрами иностранных дел и обороны, а также с мэром Лужковым. Потому что настоящее значение визита выявится только в будущем.
Хозяевам тоже известны результаты предвыборных опросов общественного мнения в Германии.
Поэтому некоторая задержка главы российского МИД ? это, скорее, некоторая невежливость, чем неуважение. Министр иностранных дел Игорь Иванов заставляет баварца ждать себя несколько минут перед телекамерами в переговорной комнате на седьмом этаже здания министерства иностранных дел, построенного в стиле сталинского барокко. Однако Эдмунд Штойбер старается не поддаться плохому настроению и оживленно шутит со своим окружением.
Штойбер за последние месяцы побывал у президента Джорджа Буша в Вашингтоне, разговаривал британским премьером Тони Блэром о высоких расходах на вооружение, в Брюсселе он посетил президента Еврокомиссии Романо Проди. На следующей неделе, в заключение предвыборной поездки по главным столицам, он будет в Париже, чтобы обговорить с французскими коллегами реформы сельскохозяйственного рынка ЕС.
С политической точки зрения визит в Москву не был сложным. Так как разногласий с Россией практически не имеется. Об этом Штойбер сказал московскому мэру, первому официальному лицу, с которым он имел беседу. Затем он напомнил Лужкову о том, что они уже встречались три года тому назад, когда НАТО бомбило Косово, и эта война осложнила межгосударственные отношения. Чтобы проиллюстрировать прогресс, достигнутый в области их развития, Штойбер сослался на процесс сближения Москвы с Западом: "Теперь на сессии НАТО Россия сидит между Испанией и Португалией".
Поздно вечером, в библиотеке на восьмом этаже гостиницы "Балчуг-Кемпински", из окон которой открывается удивительно красивый вид на Москва-реку и ночной Кремль, знатоки России объяснили Штойберу, что его замечание, вероятно, было не совсем уместным, ведь российские политики не слишком хотят видеть свою могущественную страну в одном ряду с Испанией и Португалией.
Кандидат на пост канцлера выслушивает их и соглашается. Германо-российские связи ? это не та область, в которой взгляды Штойбера и сегодняшнего красно-зеленого федерального правительства сильно расходятся. Они разделяют главную точку зрения: Европа и международная безопасность должны извлечь пользу из тесных связей Германии и России.
Когда на второй день визита президент и немецкий кандидат оказываются за одним столом, их беседа начинается с маленькой неожиданности: Путин сообщает, что сегодня он уже звонил канцлеру Герхарду Шредеру. Однако эти слова были так органично вплетены в похвалу германо-российским связям, что Штойбер не должен был воспринять их как недружелюбные, наоборот. Для его правительства, говорил Путин, также важны контакты с немецкой оппозицией. Эту практику поддерживает и "нынешний федеральный канцлер", с которым он разговаривал по телефону, добавил Путин.
Кажется, что президент старается доставить радость своему гостю или поднять его престиж. Как иначе нужно понимать, что он сообщил Штойберу о заказе "Аэрофлотом" 18 самолетов Airbus A320 и дал тем самым своему гостю возможность позже донести это радостное известие до общественности?
Но все же имеется небольшая проблема, которая, правда, больше касается российско-европейских, чем российско-германских отношений. После расширения Европейского союза Калининград, самый западный российский регион со всех сторон будет окружен странами ЕС. На следующий день после прибытия Штойбера в Москву министр иностранных дел Игорь Иванов еще раз подтвердил газете "Известия" российскую позицию, что для России приемлем лишь вариант "коридора", то есть люди и грузы должны перемещаться по особому пути между Калининградом и остальной частью России без каких бы то ни было проверок. ЕС, как и Штойбер, относится к этому варианту резко отрицательно. Но гость абсолютно убежден, что Путин в период реформирования своей страны при помощи Запада не захочет создавать себе проблему, которая имеет, скорее, не практическое значение, а вытекает в основном из традиции российского великодержавного мышления. И после встречи с президентом он сможет сообщить, что Путин исходит из "относительно быстрого" разрешения этой проблемы.
После полутора дней в Москве, когда кандидат мог почувствовать радушие хозяев, остался интересный вопрос: в какой роли прибудет Штойбер в Москву во время своего следующего визита? "Мы еще увидимся", - якобы сказал Путин на прощание. При следующем приеме Штойбера в столице может понадобиться официальный кортеж. Достаточное количество длинных, одинаково черных и несколько старомодных лимузинов.