Сегодня уже нельзя представить себе больницу без компьютера. Но, как ни странно, когда жизненные обстоятельства требуют оказания человеку неотложной помощи, от врачей ждут, чтобы они не теряли времени, стуча по клавишам компьютера. Поэтому не приходится удивляться, что центры скорой помощи охвачены всеобщей информатизацией в меньшей степени, чем остальные службы.
Организуя совещание на тему "Скорая помощь скорой помощи", университет Нотр-Дам де ля Пэ (город Намюр, Бельгия) хотел не только рассмотреть эту ситуацию, но и найти выход из нее.
На рынке компьютеров существует две системы, которые были взяты на вооружение некоторыми центрами скорой помощи, но с неодинаковым успехом. Новинка приживается или не приживается в зависимости от того, хорошо ли приготовились на месте к ее внедрению, созданы ли необходимые условия для ее успешной работы. И, разумеется, от того, осознали ли врачи, что компьютеры должны экономить время, а не наоборот.
Но кто же конкретно может пользоваться преимуществами компьютеризации? Конечно, в первую очередь это администрация, а также врачи, которые должны ее информировать. Похоже, мы слишком мало знаем о стоимости услуг скорой помощи, машины которой в нашей стране ежегодно перевозят 2,2 миллиона "пассажиров".
Но это также и пациенты, которые, вопреки своим страхам, получат более качественный уход. Профессор Жан-Бернар Жилле сообщает о результатах исследования "бумажных" медицинских карт, которое показало, что в 10% из них отсутствует? диагноз, а в 30% - не указана фамилия врача, составившего документ. К тому же известно, что, когда в отделении одновременно находится более 20 пациентов, больным часто забывают измерить давление. Подобной "забывчивости" не будет, когда с помощью одного "клика" компьютерной мыши можно будет указать врачу на недопустимую халатность. Но, с другой стороны, и пациент уже не сможет безнаказанно утверждать, что "ему пришлось прождать целый час", пока приедет машина, если компьютер точно скажет, что с момента вызова до приезда машины прошло лишь 34 минуты?
Таким образом, компьютеризировать службы скорой помощи необходимо. Но это не простая задача. Нужна еще более надежная, еще более гибкая информационная система. Такая, которое допускала бы то, что для компьютерщика недопустимо: медицинская карта должна открываться даже в том случае, если не известны ни фамилия, ни возраст пациента, поступившего в отделение в коматозном состоянии и без документов.