Согласно свидетельствам, представленным в Международный трибунал по военным преступлениям в Гааге, президент Франции Жак Ширак вел секретные переговоры, чтобы защитить генерала Ратко Младича, боснийского серба, которого обвиняют в самых страшных зверствах, совершенных в Европе после Второй мировой войны.
Как утверждается, Ширак согласился саботировать экстрадицию генерала Младича, которого обвиняют в геноциде за его роль в уничтожении боснийских мусульман, в том числе убийстве 7 тыс. мужчин и мальчиков в зоне безопасности ООН в Сребренице в июле 1995 года.
В обмен генерал Младич вернул двух французских летчиков, которых его войска 14 недель держали в заложниках после того, как их истребитель Mirage был сбит в окрестностях Сараево.
Эти сведения, которые Париж опровергает как "досужие домыслы", содержатся в записи телефонного разговора между бывшим президентом Югославии Зораном Лиличем и главой югославских сухопутных войск в Белграде.
Она относится к декабрю 1995 года. Лилич объясняет, что Младич не будет подлежать экстрадиции по Дейтонским соглашениям, которыми завершился боснийский конфликт, хотя его уже признали виновным в военных преступлениях.
"Его не отдадут никому из трибунала. Он получил гарантии от Ширака и Слободана (Милошевича), ? говорится в записи. ? Поэтому, если он хочет, он должен отдать этих людей нам или поехать с нами и отвезти их туда, куда он решит".
Генерал Младич и бывший лидер Сербской Крайны Радован Караджич с тех пор оставались на свободе, избегая ареста в зоне Боснии, находящейся под контролем французов.
Главный прокурор ООН назвал "позорным" тот факт, что войска НАТО до сих пор не арестовали руководителей кампании по уничтожению людей в Сербской Крайне.
Лилич, который на этой неделе выступает в качестве свидетеля в суде по делу о геноциде против Милошевича, признал, что расшифровка разговора сделана точно. Однако в том, что касается деталей, он был уклончив и отказался дать прямой ответ на вопрос о том, имела ли место сделка между Шираком и Младичем.
Запись, скорее всего, предоставило британское или американское правительство.
Пресс-секретарь Ширака Катрин Колона заявила, что обвинение абсолютно лживо. "Мы еще раз повторяем, что не вели переговоров об освобождении этих двух летчиков. Политика Франции заключалась в проявлении твердости по отношению к Милошевичу и его союзникам".
Дипломаты считают, что обвинения могут быть несправедливыми по отношению к Шираку, сыгравшему важную роль в решении вопросов, которые касались этнических чисток, после того как сменил в 1995 году Франсуа Миттерана, имевшего слабость к сербам.
Президент Франции горячо отвергает обвинения в том, что он не дал нанести воздушные удары по войскам Младича, когда они захватили батальон голландских "голубых касок" в Сребренице.
В голландском телевизионном документальном фильме утверждается, что Франция заключила с Младичем "джентльменское соглашение" о том, что НАТО не будет наносить удары, если боснийские сербы освободят 400 захваченных ими миротворцев ООН.
В процитированных документах ООН, в том числе факсе, отправленном командиром сил ООН Ясуши Акаси тогдашнему заместителю генерального секретаря Кофи Аннану, содержатся жалобы на то, что Милошевич заключил сделку с Шираком, чтобы предотвратить бомбардировки Боснии.
В фильме, впрочем, утверждается, что ни одно западное государство не осталось незапятнанным, поскольку существовало нигде не высказываемое мнение, что этнические чистки - это способ решения боснийской проблемы.
Ширак был в ужасе от массового убийства мирных граждан в Сребренице и неоднократно называл его пятном на совести Европы.
Он утверждает, что Франция была готова в любой момент отдать приказ о нанесении воздушных ударов, а решение было принято ООН под влиянием США, а не командующим французскими наземными силами генералом Бернаром Ксавье.
Правительство Франции не разрешило генералу Ксавье выступить на публичных слушаниях в ходе парламентского расследования роли Франции в событиях в Сребренице.